Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Что в образовательном портфеле Госдумы?

Законы, которые нас ожидают

Накануне нового года члены Комитета Госдумы по образованию подвели итоги 2010 года и обсудили планы на предстоящую весеннюю сессию. В минувшем году депутаты вели работу над 39 законопроектами, из которых 8 принято, 6 – отозвано или возвращено разработчикам, в том числе по причине несоответствия определенным статьям Конституции или из-за отсутствия заключения правительства, 1 – подготовлен ко второму чтению, 7 – по предложению комитета отклонено в первом чтении (в том числе законопроект, устанавливающий форму аттестации, альтернативную ЕГЭ, и законопроект о бесплатном посещении музеев).Таким образом, 17 законопроектов из прошлогоднего портфеля переходят на следующий год.

«Шаги в правильном направлении»

Из 8 принятых документов наибольшего внимания заслуживает закон, закрепляющий право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже чем 1 раз в пять лет в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Примечательно, что работа над законом объединила представителей разных партий – «Единой России», КПРФ, «Справедливой России».
«Это шаг в правильном направлении, хотя хотелось бы, чтобы этот шаг был шире, – отметил один из авторов закона, зампред Комитета по образованию и член фракции КПРФ Олег Смолин. – Я напомню, что согласно заявлению президента Дмитрия Медведева ежегодно повышают свою квалификацию порядка 10% работающих россиян (по некоторым данным и того меньше – 5–6%), а в странах Запада  этот показатель достигает 70%».
«И все-таки неплохо, что закон устанавливает хотя бы такую норму, поскольку раньше во многих регионах учителей заставляли повышать свою квалификацию практически за свой счет», – добавляет Олег Смолин.
Так же положительно он оценивает закон, дающий право субъектам РФ финансировать питание в аккредитованных негосударственных школах. Правда, как поясняет при этом депутат, «расходы на эти цели во многих регионах мизерные, а директора школ вынуждены отчитываться за каждую копейку».

Контроль и надзор усовершенствуют, госуслуги оптимизируют

В числе достаточно резонансных можно отметить закон о совершенствовании контрольно-надзорных функций и оптимизации государственных услуг в сфере образования.
Новый документ регулирует лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию образовательных программ и подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и званиях. Он вступил в силу с 1 января 2011 года.
По словам чиновников, цель нововведений – сделать процедуры предоставления государственных услуг понятными и прозрачными.
С одной стороны, процедура лицензирования значительно упрощается, с другой – ужесточается лицензионный контроль: через год после выдачи лицензии в образовательном учреждении должна пройти проверка по соблюдению лицензионных требований. Дальнейший контроль может быть плановым и внеплановым.
Процедура аккредитации становится менее длительной, теперь для нее установлен конкретный срок – 105 дней. Раньше сроки были размыты.
Единственной формой оплаты за проведение процедур лицензирования и аккредитации станет госпошлина, что теоретически исключает возможность заплатить за «правильное» решение.
Впрочем, мнение практиков несколько расходится с однозначно положительными оценками чиновников и депутатов, поддержавших новый закон, о чем мы подробно писали в «ПС» № 22 за ноябрь 2010 г.

Государство поддержит аспирантов и студентов

Среди законопроектов, рассмотренных Госдумой и поступивших на рассмотрение в Совет Федерации, – закон об увеличении сроков обучения в аспирантуре: по очной форме до 4 лет, по заочной – до 5 лет (до принятия закона – 3 и 4 года соответственно).
Изменение коснется лишь определенных специальностей в области естественных и технических наук – таких как: физика плазмы, электрохимия, биотехнология, материаловедение, квантовая электрони<p>ка, метеорология и ряд других. Всего в перечне, который прилагается к законопроекту, перечислено 38 специальностей.
По словам председателя Комитета по образованию Григория Балыхина, при формировании перечня учитывались специальности, наиболее востребованные экономикой страны.
Авторы законопроекта (он внесен в Госдуму Правительством РФ) считают, что продление сроков обучения в аспирантуре по обозначенным направлениям позволит повысить качество исследований и эффективность подготовки молодых ученых: многим из них не удается в отпущенные сроки провести необходимые эксперименты и внедрить их в производственную практику.
По данным за 2007 г., лишь 19% лиц, закончивших очную аспирантуру, защитили диссертацию в срок, но уже через год этот показатель увеличился до 26%, то есть в 1,4 раза.
Еще один закон, авторами которого являются члены комитета Екатерина Кузьмичева и Валерия Черкасова, направлен на развитие движения студенческих отрядов, поскольку предусматривает меры, стимулирующие работодателей создавать рабочие места для студентов вузов и техникумов.

«В Год учителя для педагогов можно было сделать значительно больше»

В целом депутаты профильного комитета положительно оценивают свою деятельность в прошедшем году.
Однако некоторые политики убеждены, что в Год учителя для педагогов можно было сделать значительно больше.
Так, депутат от фракции КПРФ, член Комитета Госдумы по образованию Николай Разворотнев считает, что его коллегам должно быть стыдно за ряд законов, принятых в 2010 г. Это и 83-й ФЗ (о бюджетных, казенных, автономных учреждениях), и ФЗ «О внесении изменения в статьи 52 и 55 Закона РФ “Об образовании”», согласно которому меры по социальной поддержке педагогов будут обеспечиваться не с федерального, а с регионального уровня.
Отныне субъектам РФ предоставляются полномочия самостоятельно определять размер компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
Оппоненты утверждают, что в условиях дефицита региональных бюджетов субъектам РФ будет сложно выполнить данную норму без помощи со стороны федерального центра. Однако законопроекты, предусматривающие такую помощь, были отклонены депутатами.
Председатель Комитета по образованию Григорий Балыхин в своих выступлениях постоянно говорит о том, что из федерального бюджета на эти цели за все годы не поступило ни копейки, в то время как субъекты РФ расходуют до 20 млрд рублей ежегодно на выполнение этой статьи закона, хотя до сих пор это не относилось к их полномочиям.
Теперь, казалось бы, все встало на свои места и закон отражает реальное положение дел.
И все-таки работа над данной поправкой тянулась около двух лет (была даже создана специальная рабочая группа), а рассмотрение сложного и непопулярного законопроекта было отложено депутатами профильного комитета на конец Года учителя, так сказать, под самый его занавес. Очевидно, это было сделано для того, чтобы не провоцировать недовольство среди педагогов: ведь очередное устранение федерального центра от проблем образования, от поддержки учителей может восприниматься только негативно.
Кроме того, по мнению Николая Разворотнева и Олега Смолина, депутаты профильного комитета не приняли никаких мер для повышения зарплаты преподавателей.
В течение почти трех лет оказалась «замороженной» заработная плата работников федеральных бюджетных учреждений: последняя индексация состоялась в декабре 2008 года, ближайшая запланирована лишь на 2011 г. ( с июня – на 6,5%), на последующие два года индексация фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений вообще не предусмотрена.
По прогнозам Минэкономразвития, реальная заработная плата бюджетников в 2011–2013 гг. снизится на 2,5-4%, а величина прожиточного минимума в 2013 г. возрастет на 40,6% по сравнению с 2009 годом. Это связано с предполагаемым ростом цен на транспорт, услуги ЖКХ, что повлияет на ускорение темпов инфляции в 2011 году и в последующие два года.
В октябре – ноябре в стране прошла Всероссийская акция работников бюджетной сферы под лозунгом «Бюджетникам страны – достойную зарплату», однако ни резонанса в обществе, ни отклика со стороны властей и законодателей она не получила.

Планы на весеннюю сессию

17 законопроектов, переходящих на рассмотрение комитета в новом году, касаются разных вопросов. Например, 3 законопроекта предусматривают учет национальных особенностей при получении образования, 3 посвящены различным аспектам художественного образования, 2 – участию обучающихся в управлении образовательным учреждением.
Но вне зависимости от тематики их объединяет одно общее обстоятельство – большинство из них готовится к отклонению, в основном из-за отрицательного отзыва правительства.
В их числе – законопроект об увеличении надбавок к должностным окладам работников вузов за ученую степень кандидатов и докторов наук (депутаты говорят о том, что недавно в комитет поступил законопроект, вообще отменяющий данные надбавки, но он также был отменен).
Ряд законопроектов – например, о расширении возможностей использования родного языка при получении образования – направлен на доработку, и есть надежда, что он будет внесен на рассмотрение Госдумы в первом чтении.
Еще один документ, который обсуждался в различных аудиториях, но еще не рассматривался на заседании профильного комитета – законопроект, внесенный Мурманской областной думой, закрепляющий ответственность за финансирование образовательного процесса в дошкольных учреждениях за субъектами РФ (в настоящее время содержание детских садов относится к полномочиям муниципалитетов, которые зачастую не справляются со своими обязанностями).
Проблема, поставленная мурманскими депутатами, чрезвычайно важна – и в свете последних заявлений Президента РФ Д.Медведева о поддержке дошкольного образования, и в связи с катастрофической нехваткой мест в детских садах.
По всей видимости, депутатам не удастся так просто отмахнуться от этого вопроса, тем более что в нынешнем году они намерены наиболее тесно сотрудничать с региональными законодательными собраниями.
Как изменится ЕГЭ?
Зато стопроцентные перспективы у правительственного законопроекта о проведении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. 11 января он был принят Думой во втором чтении, которое считается решающим при рассмотрении законопроекта в нижней палате.
Документ разработан на основе предложений Президентской комиссии по совершенствованию проведения ЕГЭ, которая была сформирована 14 октября 2009 года.
Законопроект предусматривает закрепление таких норм, как признание контрольных измерительных материалов (КИМ) конфиденциальной информацией и организация работы по их защите; разграничение полномочий федерального центра и регионов в части проведения ЕГЭ; определение статуса общественных наблюдателей.
Так, права последних уточняются: им разрешается присутствовать на экзаменах, а также направлять информацию о выявленных ими нарушениях в различные инстанции – от государственной экзаменационной комиссии до органов исполнительной власти субъекта РФ.
Ко второму чтению предлагается добавить запрет на пользование средствами связи (в том числе мобильными телефонами) во время проведения итоговой аттестации.

В зоне особого внимания

Конечно, в центре внимания депутатов будет новый интегрированный закон «Об образовании». Напомним, что конец сентября – начало октября прошлого года ознаменовались активным обсуждением документа в профессиональном сообществе.
1 декабря текст законопроекта – отредактированный с учетом высказанных замечаний и сокращенный почти вдвое – по поручению президента был опубликован в интернете (на сайте Минобрнауки) для общественного обсуждения. (Аналогичный механизм был опробован при обсуждении Закона «О полиции».) Предложения будут поступать до 1 февраля 2011 г., после этого их обработкой и анализом займется специальная комиссия под руководством советника президента Вениамина Яковлева.
Таким образом, по прогнозам экспертов, закон может быть внесен в Госдуму не ранее марта–апреля 2011 года (на этот же период предварительно запланированы парламентские слушания по этому вопросу) и, если будет принят, вступит в силу в 2013 г., а переходный период на апробацию нововведений предусмотрен до 1 января 2016 г.