ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Гражданское воспитание: программы корректировать бессмысленно...
Если мы хотим, чтобы школьники восприняли какие-то ценности, то эти ценности должны не приходить откуда-то извне, а порождаться самой школьной средой
После декабрьских столкновений на Манежной площади в Москве
президент Дмитрий Медведев поручил правительству скорректировать
программы гражданского воспитания школьников и студентов и создать
современную структуру для организации досуга молодежи, чтобы
предотвращать межэтнические конфликты. Однако поможет ли это решение,
если у школы – фатальный дефицит воспитательных ресурсов вообще?
От недостатка воспитания…
«Правительству России необходимо оценить качество программы
методик
гражданского воспитания школьников и студентов, внести предложения по
их корректировке, совместно с регионами систематизировать и расширить
работу по созданию современной структуры для организации досуга
молодежи, прежде всего подростков, в том числе из неблагополучных
семей», – сказал Дмитрий Медведев, выступая на совместном заседании
Госсовета и Комиссии по национальным проектам.
Итак, предполагается, что декабрьские события – убийство фаната
«Спартака» Егора Свиридова и последовавшие за ним митинги в столице –
произошли от недостатка гражданского воспитания и оттого, что
подросткам из неблагополучных семей негде провести досуг.
Примерно в этом же духе высказался в интервью «Известиям» и министр
образования и науки Андрей Фурсенко.
«В той же Европе есть вузы (взять, например, систему французских высших
школ - Les Grandes Ecoles), чьи студенты не поджигают автомобили и не
дерутся с полицией. Они учатся не разгибаясь, поскольку знают, что это
продвинет их на самый верх социальной лестницы, даст интересную и
высокооплачиваемую работу. А есть университеты, в которых большинство
студентов не учатся, а что называется, тусуются и при этом другим
нормально учиться мешают. Точно так же, как, кстати, и у нас. Вот такие
ребята как раз и бесчинствуют на улицах. У них есть время этим
заниматься», – сказал министр.
Ценность гражданственности
Что ж, посмотрим на современную систему воспитания и
образования: есть
ли внутри нее ресурсы, которые позволили бы ей перемениться, стать
эффективной?
Под гражданским воспитанием у нас понимается, как правило, изучение
гимна, герба и флага, а также какие-нибудь «уроки толерантности», где
вполне благонамеренно, но совершенно беспомощно ученикам рассказывают,
что необходимо уважать различия в культурах и т.д.
Почему все это беспомощно?
Гражданское воспитание, которое предполагает, что возможные различия в
цвете кожи, вероисповедании, миропонимании входят как структурные
элементы в некое большее единство – единство граждан страны, – не
работает без одной общей ценности: ценности гражданственности,
гражданского поведения.
Мы все помним, что «гражданином быть обязан»; в сотнях ведомственных
документов прописано, что школа должна воспитывать будущих граждан
своей страны, ответственных, инициативных, неравнодушных. Но воспитание
это чаще всего сводится к играм в школьную демократию, к выращиванию
«общественников»: детский парламент, детское самоуправление, детские
выборы.
К несчастью, это все слишком напоминает происходящее в большой
политике: там те же игры в демократию, тот же детский парламент,
который «не место для дискуссий», те же инициативные общественные
деятели, которые всегда оказываются ангажированы властью.
Без инфантов
Школа – пространство для детей, она живет по законам детного
мира. Но в
то же время она не может, не имеет права быть инфантильной! Ребенок
взрослеет, только встречаясь со взрослостью в другом: со взрослой
мыслью, взрослым поступком, каждодневным поведением взрослого человека.
А вся сегодняшняя образовательная политика сдвигает школу именно в
сторону инфантильности. Школу опекают, как неразумное, не имеющее
собственных пониманий дитя: отсюда и повсеместная бюрократизация,
бесконечная отчетность, и контроль над учителями: каждый шаг – в
портфолио, каждое решение – по инструкции.
В той атмосфере управленческих отношений, которая сложилась сегодня в
школе, могут комфортно существовать только невзрослые взрослые: это им
хорошо существовать в системе формализованных оценок, в системе
тотальной отчетности, которые позволяют работать, выполнять некие
функции, содержательно не включаясь в дело, и еще числится на хорошем
счету у начальства.
Но кого и как может воспитать инфантильная школа? Кого и как может
воспитать учитель, которому успеть бы отчитаться о работе, потому что
спросят не за работу, а за отчет?
Школа как воспитатель
Залог успеха воспитания – в свободе школы. Точнее, в свободе
учителя
быть человеком в ней. Все остальное – программы, мероприятия, «уроки
толерантности» – пустые разговоры, потому что воспитывает-то в конце
концов не программа, не мероприятие, а учитель.
Воспитывает тот один, кому не нужно вести душеспасительные беседы об
отличиях между людьми, о необходимости ценить эти отличия – он их
видит, ценит и не посягает на них в повседневной работе, день за днем
входя в класс, ведя уроки, разбирая детские конфликты, включаясь в
детскую жизнь.
Повторим еще раз – у школы только один воспитательный ресурс: учитель.
Образовательных – множество: и учебники, и методики, и программы, и
всевозможные дополнительные источники. А воспитательный – один.
Педагог.
И его не выучат воспитывать в педагогическом вузе – там дают только
некоторые сведения психологического характера, представляющие для
воспитателя интерес, помогающие ему, но к существу воспитания отношения
не имеющие.
А кто же – этим вопросом задавался Соловейчик – воспитывает
воспитателей?
В случае учителя ответ нам известен: школа.
Именно школа – каждая конкретная школа – и дух ее, который, по
известной формуле Льва Толстого, находится «в обратном отношении к
принуждению».
Конечно, сильный человек сможет быть самим собой даже в дурной школе.
Но школа свободная и человечная дает учителю шанс не тратиться в пустом
противостоянии, не истощать в нем силы души, а проходить вместе с
детьми путь собственного становления. И – этим! – воспитывать.
Человек, который поднимает руку
Поэтому бессмысленно «корректировать программы гражданского
воспитания
школьников», как будто эти программы – микстуры, в которые забыли
долить гражданственности согласно рецепту. Если мы хотим, чтобы
школьники и студенты восприняли какие-то ценности, кажущиеся нам
существенными, то эти ценности должны не приходить откуда-то извне, от
некой инстанции, а порождаться самой школьной средой: в ней
существовать, в ней быть актуальными, поддерживаться и возобновляться
самим ее устройством.
А пока этого не происходит, пока в школе свобода и ответственность
всегда под подозрением, пока школьный идеал гражданина – человек,
который поднимает руку по команде, – именно такие выпускники у нас и
будут. Вопрос только, кто будет отдавать им команду и что они при этом
будут держать в руке…