Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Третья тетрадь
Детный мир

СКАЗКА, КАКИХ НЕ БЫВАЕТ!


Домб Григорий

Магический шар старьевщика Зайа

Лавка в захолустном городке

В магазинчик старого ассирийца Зайа приличные люди не ходят, но дела у Зайи идут хорошо. Зайа собирает на улице всякий хлам, ремонтирует и продает. У него можно купить утюг за 30 рублей, вещь подозрительного вида, но вполне еще годную, отвертку, хотя и со следами исправления, но довольно прямую и всего только за пятерку. Однажды Зайа выставил перед своей лавкой на продажу маленький асфальтовый каток с бензиновым двигателем и настоящим рулем – простоял он недолго, наверное, купили.Откуда взялся Зайа в этом захолустном городке, где и речку-то можно во всякую пору перепрыгнуть без разбега, откуда тут ассириец? Откуда вообще берутся в наше время ассирийцы с завитыми бородами и нездешними именами? Конечно, Зайа не носит бороду, и он не какой-нибудь царь Навуходоносор, но для такого городка, как этот, и Зайи много.
Зайе больше подходит лето, но за летом наступает осень, промозглая осень, какую нельзя даже представить себе в столицах, какая бывает только в захудалых провинциальных городках. Осень выстуживает выщербленные кирпичные скулы домов. Набухают слезами безглазые бетонные стены. Пишет осень картины, набирая краски без разбору из злой палитры, где есть все-все оттенки темно-серого!
Зима хоть и морозная – лучше осени. Белый снег, он и есть белый — чистый! К Новому году на белом снегу вырастают новогодние апельсины и пахнут волшебно! Перед Новым годом Зайа кричит-разрывается: «Девочке! Мальчике! Заходите, глядите, на что сами хотите — все есть на Новый год у Зайа!»
На прилавок к Новому году он выставляет что-нибудь самое новенькое из самого старенького и уж конечно совершенно особенное. Как этот магический шар, например.
Зайа подобрал шар прямо в фирменной коробке на мусорке: на коробке было написано «Magic ball – 8». Но коробка была грязная, а шар бракованный, ничего не показывал и не предсказывал, как ни тряси. Зайа коробку выбросил и долго возился с шаром, наконец выставил его на прилавок. Шар был как новый, только по окружности проклеен синей изолентой. Цена на магический шар и само предложение товара выглядели привлекательно и даже интригующе: «50 рублэй — нигде нэ купишь!»
Надо же! Зайа выставил новый товар на прилавок точно перед тем, как мама Ванечки и Аленки должна была пройти мимо!

Незапланированное приобретение

Мама уже купила детям и мужу подарки к Новому году, в кошельке было всего 30 рублей, можно сказать, совсем ничего не было, но Зайа махал ей рукой, звал — как отказать, неудобно ведь! «Вот, купи! – показал Зайа на магический шар. – Лучше подарка нет! Рад будет, смеяться будет, веселый будет, такой умный ребенок будет, купи, да?!» – «Я не могу», – смутилась мама. «Как не могу! Почему не торгуешься, торговаться надо! Торгуйся, а я тебе дам шар за 25 рублей и еще ножик для мясорубки, совсем острый ножик, палец порежешь!»
Мама протянула Зайе три монетки по 10 рублей и получила магический шар вместе со ржавым, но и правда острым ножиком для мясорубки.
Путь домой был через мост, потом на гору, потом через Цыганский хутор, потом вниз с горы — путь был неблизкий. Сумки оттягивали руки, мама остановилась отдохнуть и вспомнила про шар. Магические шары недавно вошли в моду, и она слышала, что надо задать вопрос и потрясти шар — тогда появится ответ. Она извлекла шар из сумки. Подарить его, что ли, Ванечке? Она неуверенно, на пробу потрясла шар. «Определенно – да» – всплыла надпись. В шаре произошло какое-то возмущение, шар потеплел, старая табличка погрузилась в черную пучину, а из глубины всплыла новая: «Даже и не сомневайся». Мама хотела сказать «ой!», но вспомнила, что не стоит придавать значение совпадениям и верить во всякие суеверия. Но опуская шар в сумку, она подумала о том, не отвлечет ли этот шар Ванечку от той неприятной истории, которая с ним приключилась. Если бы шар не был спрятан в сумку так быстро, она смогла бы узнать ответ и на свой последний вопрос.

Ужасная история, которая случилась с Ванечкой

Ванечка худенький, волосы у него золотые, прямые и пушистые, а глаза васильковые. Он очень застенчивый, такой застенчивый, что в школе за него Аленка, старшая сестра, со всеми дерется. Ванечка и сам бы дрался, он совсем не трус, но он не может ударить живое, не получается. Ванечка много думает о том, почему есть люди, которым не страшно ударить, а есть, кому страшно. Ему в голову приходят разные объяснения, но ни одно не кажется верным. «Что-то тут не так, – сомневается Ванечка. – Наверное, я не с того места начинаю думать. У всего есть причина, а какая-то причина была раньше всех, а я про нее не знаю».
Ванечка старается дотянуться до той первой причины всякого Зла и заглядывает осторожно за край времени, но там глубоко и темно. Ванечке кажется, что он вот-вот в пропасть сорвется. «Когда-нибудь, – тихонечко думает Ванечка, – когда-нибудь я наберусь храбрости и шагну туда, чтобы узнать».
А страшная история случилась вот какая.
На физкультуре, когда в классе никого не было, кто-то рылся в оставленных вещах и украл все мобильные телефоны 4 поколения. Таких телефонов в классе было целых три. Подозрение пало на Ванечку. Во-первых, Ванечка на перемене во все глаза глядел на такой телефон, а во-вторых, он из-за простуды на физкультуру не пошел.
Вызвали милицию. Милиционер уселся в кабинете школьного психолога, и Ванечку вызвали: «Ты, Ваня, не бойся, – сказала психолог. – Если ты признаешься, тебе совсем ничего не будет». Ванечка подумал: «А если не признаюсь – будет?»
Ванечка был не такой уж и простой, он знал, что существуют разные хитрости, он и сам умел, если надо, соврать. Но как тут соврешь? Если сделал что-то запретное, можно сказать, что не делал. А если не делал? О чем-то, что было, можно сказать: оно было. А что можно сказать о том, чего не было? А может быть, я их взял, а не знаю про это, а они меня спрашивают, потому что знают? Но зачем меня спрашивать, если они знают, а я нет?
Ванечка посмотрел внимательно на психолога и милиционера: нет, они ничего не знали, они просто так его мучили! Зачем же! Ванечка совсем запутался в мыслях, ему стало страшно, и он готов был от ужаса упасть в обморок, но крепился, пока не услышал: «Ты можешь идти, Ваня! Мы еще побеседуем с тобой!»
В обморок Ванечка упал уже дома, и глаза у него после этого стали косить, а в глазах застыл ужас. Ванечка совсем растерялся, он теперь не мог найти ничему объяснения, все путалось в его голове, и мир переворачивался, и потом — еще раз, и еще, и удержать его, этот мир, уже не было никакой возможности. И хотя в школе с телефонами все быстро разъяснилось, для Ванечки это не имело никакого значения. В мире случилась какая-то великая порча, ничего нельзя было исправить, ничего! Его водили к доктору, давали успокоительное.

Магия и ее возможности

Так что ранним-преранним утром 1 января Ванечка не вскочил, как обычно, раньше всех и не побежал к елке за подарками.
А вот сестра Аленка живо полезла под елку. Она знала: то, что справа — это ей. И она уже было собралась развязывать ленточки со своих коробок, да кинула взгляд в сторону Ванечкиных подарков: коробка, под коробкой книга, ладно, а возле книги – шар. Тот самый, «шар принятия решений», эти шары только-только появились в городе и в школе еще ни у кого такого не было! Аленка кинула взгляд на спящего Ваньку. Пока братец спит, она немного попользуется его подарком. В конце концов, шар не конфета, его не убудет!
Аленка схватила шар и заглянула в него. Шар заволновался: фиолетовая глубь заходила в нем. Ох! Надо скорей спросить о чем-то, о чем бы? Тучи, громадные, многоводные, надутые ураганными ветрами, нашпигованные молниями тучи вопросов пронеслись в Аленкиной голове — не остановить, не выбрать! Ой! «А мне замуж выходить?» – выпалила Аленка, чувствуя, что сказала чепуху. Шар виду не подал, что услышал, Аленка спохватилась: надо же шар тряхнуть!     Теперь чернильное нутро шара заволновалось, и всплыло: «В шестом классе, что ли?» Шар, оказывается, знал, что Аленка учится в шестом классе! «Не-а, я так, вообще спрашиваю», – пробормотала ошарашенная Аленка. «Даже не сомневайся», – шаблонно ответил шар, успокаивая перепуганную ученицу шестого класса.
Но как же стыдно, теперь шар думает, что у нее в голове ничего нет, кроме мальчиков. Какой бы умный вопрос задать? Куда все вопросы подевались? Куда?!
Но тут рядом оказался Ванечка: «Чего ты там, Аленка, бормочешь сама с собой?» Он сонно тер кулаками глаза, пижамина на одной ноге задралась до самой коленки, а вторая перекрутилась. Аленка протянула Ванечке магический шар: «На! Это твой». – И ушла на кухню к маме. Ванечка остался один и занялся шаром. На другие подарки он даже не посмотрел, да и шар — не воткни ему сестра его прямо в руки — не взял бы Ванечка и его. А так – заинтересовался.
В общем, когда немного погодя Аленка заглянула в комнату, увидела: шар лежит возле елки, а Ванечки нет! «Эй! Ванька, не прячься, вылазь, где ты?» – тишина в ответ. Аленке страшно стало, потому что она точно чувствовала: нет братца в комнате, нет, а выйти незаметно никак он не мог! Пропал, пропал братец Ваня!
Аленка обвела глазами комнату, и взгляд ее снова остановился на магическом шаре. Вот! Пусть скажет! «Где Ванька-то?» – затрясла Аленка магический шар. «Не тряси так! – ответил шар. – Никуда я не делся, я тут». – «Кто “я тут”?» – «Кто, кто? Я, Ваня!» Аленка похолодела: «Ты что, в шар забрался? А там как? Там еще... это... кто-то сидит?» – «Не-а!» – «А что там, Ванечка, ну скажи!» – «Тут мир, какой был до сотворения мира, помнишь, папа рассказывал про “Большой взрыв”?» – «Ты, Ванька, вылазь давай! Взрывов нам не надо». – «Не вылезу! Тут интересно! Тут начало всех причин, и видно глазами, как одно из другого вытекает, одно в другое вливается, как все переплетается, в узлы вяжется, я уже вот-вот пойму!» – «Я к тебе сейчас залезу, я иду, да?» – И Аленка решительно тряхнула шар! «Вход только по одному!» – занудно ответил шар.    

Большая суть вещей

Аленка знала, какой Ванька иногда бывает недогадливый. «Ты просто тряхни шар и спроси, где последняя суть всего? Сам не можешь сообразить?» – кричит Аленка. «Точно! Сейчас!» – откликается Ваня, и тут из-под пола раздался далекий гул, который постепенно усилился. Потом пол задрожал, потом стали дрожать стены и потолок, игрушки на елке закачались и зазвенели. Это Ванька шар изнутри трясет, догадалась Аленка. Дрожание усиливалось, и с последнею надеждой ухватила Аленка шар, встряхнула его и спросила: «Что же делать, что?» – «Обернись», – равнодушно ответил шар.
Аленка обернулась. Над ней возвышался Зайа. Не такой, как обычно, в рабочей засаленной спецовке, кургузых ботинках, нет! В древнем ассирийском наряде, с завитою бородой и в островерхом колпаке. «Ты хочешь познать великую суть вещей?» – обратился Зайа громовым голосом к Ваньке в шаре. И Ванечка молча образовался перед шаром. Прямо весь как есть! Его голубые глазки по-прежнему немного косили, но в них уже не было печали. Напротив, глаза Ванечкины стали веселые и даже дерзкие!
Зайа протянул Ванечке на огромной ладони что-то похожее на леденец, перевязанный синей изолентой, это был старенький телефон «Нокия» с одной-единственной кнопкой. Ванечка схватил телефон и жадно нажал на кнопку. На мутном дисплее высветилось: абонент № 1 – Большая суть вещей.
И дети очутились… у себя же дома, в гостиной. Стол был застелен новой скатертью, которую вышила мама к Новому году: по полотну летали и кружились диковинные птицы и цветы. А папа торжественно снял тряпку с большого деревянного ящика на ножке. «Новый год не может быть без настоящей музыкальной шкатулки, вот я и сделал потихоньку», – сказал он смущенно. Папа накрутил ручку, пружина взвелась, и зазвучала музыка.
– Садитесь скорее все за стол! – позвала мама.