Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как научить детей видеть нетривиальное в повседневной жизни? И при этом развить важные компетентности: коммуникабельность, умение взаимодействовать в группе, способность к быстрой оценке ситуации? Опыт педагогов Санкт-Петербургского образовательного центра «Участие» показывает, что эффективным способом решения подобных задач может стать… вдумчивая журналистика. С 2005 года центр «Участие» совместно с общероссийским изданием «Газета для родителей» проводят деловую игру «Журналист», в которой приняли участие уже более 500 старшеклассников из школ Санкт-Петербурга, Карелии, Тюменской, Волгоградской, Ставропольской областей и других регионов. В процессе игры, разделившись на редакции или «корпункты», ребята за один рабочий день делают газету, отражающую их взгляды и мысли, их ощущение Санкт-Петербурга. Вернее, для начала не всего города, а лишь некоторых мест одного района. Каждая редакция создает свою тематическую полосу (или несколько полос). При этом школьники пробуют себя в роли корреспондента и фотографа, аналитика и редактора, стараются побороть собственную робость, интервьюируя незнакомых людей в непривычных местах, придумать оригинальные способы подачи собранной информации.
Подробно технология подготовки и проведения игры описана в статье М.Эпштейна и В.Пузыревского «Истина в игре» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2010 год). Как следует из статьи, в основу положено семь принципов: приключения, встречи, зеркала, дела, игры, трансформера и фасилитации. Так, согласно принципу приключения, организаторы создают для участников игры неожиданные ситуации, требующие принятия решений «здесь и сейчас», проявления исследовательских способностей. Разрабатываются такие задания, выполнение которых предполагает легкий социальный риск, экстрим сбора и обработки журналистского материала «с колес», то есть те ощущения, которые присущи психофизиологической природе подростков.

Вопрос «Делать жизнь с кого?» юноши и девушки решали во все времена и решали, как известно, по-разному. Не секрет, что современных ребят особенно привлекают образы известных бизнесменов и других знаменитостей. Но ведь и среди обычных людей есть немало успешных профессионалов, которые интересны детям. Это могут быть, например, родители учеников или знакомые родителей. Почему бы не пригласить их в школу на встречу со старшеклассниками? Конечно, чтобы такие встречи были продуктивны, их надо специально готовить. А еще лучше – создать в школе клуб встреч с интересными людьми, как, например, сделали педагоги одной из школ Тульской области. История создания этого клуба описана в статье О.Кожуровой «Встреча с личной историей успеха» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 10 за 2010 год).
Как отмечает автор, в центре внимания членов клуба «Беседка» стоит не та или иная тема, а главный герой, которому предстоит раскрыться перед детьми, ответив на их вопросы. Поэтому поиск такого героя — самая сложная задача. Это должен быть интересный и компетентный человек, который не стесняется и не боится высказывать свое мнение, обладает не только достижениями и глубокими знаниями в своей профессиональной области, но и культурой, вкусом, юмором, умом. Найти такого человека педагогам и ученикам помогают родители (клуб «Беседка» рассматривается как форма социального партнерства школы и семьи). Но окончательное решение о том, с кем провести очередную встречу, всегда принимают сами ребята. И самый главный критерий здесь – взрослый должен быть интересен детям.

 
«Фантастическая добавка», «Необычная обычность», «Отсроченная отгадка» – эти интригующие названия обозначают приемы развития учебной мотивации. Все они описаны в статье О.Михайловой «Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 12 за 2010 год). Автор акцентирует внимание на том, что на каждом этапе учебного занятия важно развивать определенные виды мотивации, для чего следует использовать особые приемы. Скажем, усилить учебную мотивацию в конце занятия можно с помощью приема «Отсроченной отгадки», например, так: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжелым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде».