Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Н.Н.Шуть
Секреты эффективных игр для развития ребенка
СПб.: Речь, 2010

Игра наполняет жизнь любого человека вне зависимости от профессии и возраста. «Вместе с тем «территория игры» до сих пор покрыта многочисленными белыми пятнами. А наибольшее белое пятно – вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога, а прежде всего как гармонизатора духовных и гуманистических потенций игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства, как прямого и латерального стимулятора творческих сил участников игрового процесса».
На практике это означает вот что: для того чтобы овладеть искусством ведения игры, придется освоить множество закономерностей, правил и тонкостей.
Что нужно учитывать, придумывая правила игры? В каком случае понадобятся вариации и какими они могут быть? Зачем нужен реквизит и каким он бывает? Какие ритуалы подкрепят торжество победителя и поддержат проигравшего? Ответы на эти и многие другие не менее важные вопросы следуют один за другим. Оторваться невозможно. Так и долистываешь до глав, где автор перечисляет, какие качества требуются игротехнику, советует, как их в себе воспитывать, и рассказывает о возможных трудностях по ходу игры. Например, «вы чувствуете, что аудитория вам не нравится», «вы волнуетесь», «не знаете, что делать дальше», «задуманный сценарий не идет» – не правда ли, непростые ситуации? Для преодоления или смягчения каждой из них предлагается несколько проверенных способов действий.
А поскольку в освоении этого мастерства теорией не обойдешься, в последней главе приведены песни-игры, где музыка (и подсказки автора) поможет справиться с задачей.
Даже не верится, что столько всего требуется от человека, который берется организовать простую игру. Впрочем, автор знает, что говорит, он настоящий мастер с огромным опытом придумывания и организации самых разных игр. К тому же педагог, поэт и композитор, что делает его тексты очень точными, артистичными и законченными.

О.В.Хухлаева
В каждом ребенке – солнце?
М.: Генезис, 2009

В каждом, в каждом, считает автор. Просто иногда оно скрывается, как в туче, за криком, капризами, упрямством. И взрослые вокруг разуверяются в собственном ребенке, перестают видеть его внутреннее солнышко, а вслед за родителями и он сам считает себя неуспешным, ни на что не годным. А это очень вредно для растущего человека. Поэтому давайте верить, что оно есть, и помогать ему расти.
Ольга Хухлаева предлагает поговорить о нескольких линиях в развитии детей. Каждой соответствует своя глава книги. Они достаточно условны и не ранжированы «по степени значимости, они расположились случайно, им самим так захотелось», то есть книжку можно читать не подряд, а выбирать то, что кажется важным именно сейчас.
Так главы и называются: «Если вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным… добрым, общительным, здоровым, умным». В каждой рассматриваются периоды от рождения до года, до трех, до семи и до одиннадцати лет. Во всех этих периодах есть те «кирпичики», из которых строится то или иное качество. Например, доброта складывается из умения заботиться и развития социальных эмоций. А успешность – из активности и уверенности в себе. И каждый «кирпичик» формируется в свое время, здесь родителям нужно быть очень точными и бережными, чтобы следовать логике развития ребенка. А еще – быть оптимистами, как сказано в Заключении, не впадать в отчаяние и верить в своего ребенка.
Сохранять оптимизм вам и вашему ребенку помогут сказки, написанные студентами Ольги Владимировны и собранные в Приложении.