О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Н.Н.Шуть
Секреты эффективных игр
для развития ребенка
СПб.: Речь, 2010
Игра наполняет жизнь любого человека вне зависимости от профессии и
возраста. «Вместе с тем «территория игры» до сих пор покрыта
многочисленными белыми пятнами. А наибольшее белое пятно –
вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога, а
прежде всего как гармонизатора духовных и гуманистических потенций
игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как
оптимизатора игрового пространства, как прямого и латерального
стимулятора творческих сил участников игрового процесса».
На практике это означает вот что: для того чтобы овладеть искусством
ведения игры, придется освоить множество закономерностей, правил и
тонкостей.
Что нужно учитывать, придумывая правила игры? В каком случае
понадобятся вариации и какими они могут быть? Зачем нужен реквизит и
каким он бывает? Какие ритуалы подкрепят торжество победителя и
поддержат проигравшего? Ответы на эти и многие другие не менее важные
вопросы следуют один за другим. Оторваться невозможно. Так и
долистываешь до глав, где автор перечисляет, какие качества требуются
игротехнику, советует, как их в себе воспитывать, и рассказывает о
возможных трудностях по ходу игры. Например, «вы чувствуете, что
аудитория вам не нравится», «вы волнуетесь», «не знаете, что делать
дальше», «задуманный сценарий не идет» – не правда ли, непростые
ситуации? Для преодоления или смягчения каждой из них предлагается
несколько проверенных способов действий.
А поскольку в освоении этого мастерства теорией не обойдешься, в
последней главе приведены песни-игры, где музыка (и подсказки автора)
поможет справиться с задачей.
Даже не верится, что столько всего требуется от человека, который
берется организовать простую игру. Впрочем, автор знает, что говорит,
он настоящий мастер с огромным опытом придумывания и организации самых
разных игр. К тому же педагог, поэт и композитор, что делает его тексты
очень точными, артистичными и законченными.
О.В.Хухлаева
В каждом ребенке – солнце?
М.: Генезис, 2009
В каждом, в каждом, считает автор. Просто иногда оно скрывается, как в
туче, за криком, капризами, упрямством. И взрослые вокруг разуверяются
в собственном ребенке, перестают видеть его внутреннее солнышко, а
вслед за родителями и он сам считает себя неуспешным, ни на что не
годным. А это очень вредно для растущего человека. Поэтому давайте
верить, что оно есть, и помогать ему расти.
Ольга Хухлаева предлагает поговорить о нескольких линиях в развитии
детей. Каждой соответствует своя глава книги. Они достаточно условны и
не ранжированы «по степени значимости, они расположились случайно, им
самим так захотелось», то есть книжку можно читать не подряд, а
выбирать то, что кажется важным именно сейчас.
Так главы и называются: «Если вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным…
добрым, общительным, здоровым, умным». В каждой рассматриваются периоды
от рождения до года, до трех, до семи и до одиннадцати лет. Во всех
этих периодах есть те «кирпичики», из которых строится то или иное
качество. Например, доброта складывается из умения заботиться и
развития социальных эмоций. А успешность – из активности и
уверенности в себе. И каждый «кирпичик» формируется в свое время, здесь
родителям нужно быть очень точными и бережными, чтобы следовать логике
развития ребенка. А еще – быть оптимистами, как сказано в Заключении,
не впадать в отчаяние и верить в своего ребенка.
Сохранять оптимизм вам и вашему ребенку помогут сказки, написанные
студентами Ольги Владимировны и собранные в Приложении.