Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Черных Марина

Не запрещать, а предлагать

Сокращаем «вредные выбросы» в школьной атмосфере

Подзабытые за время праздников проблемы выглядят в начале четверти какими-то особенно раздражающими. И очень сильно искушение справиться с ними быстро и радикально: отменить, запретить, наказать виновных и проконтролировать. С поверхности школьной жизни они при этом вроде бы исчезают, но как-то неприветливо становится в школе, то и дело вспыхивают немотивированные вроде ссоры, все ходят настороженные и раздраженные. Видимо, не так уж хороши эти решительные меры. Но как без них?
А вместо них можно по шажочку, по миллиметру менять атмосферу в школе. Не запрещать, а предлагать. Не суживать рамки, а расширять. Не отнимать, а давать возможность. И тут уж чего-чего, а быстрого эффекта ждать не приходится. Вернее, эффект будет, но на первых порах просто обескураживающий. Это момент проверки педагогической стойкости и веры.
Однажды в не самую хорошую сельскую школу прислали нового директора, который решил сделать ее привлекательной и уютной для детей, учителей и даже окрестных жителей. Много чего он сделал хорошего и правильного, но самого большого терпения и выдержки потребовали… школьные туалеты. Их отремонтировали, сделали закрывающиеся кабинки, повесили туалетную бумагу, которая исчезла в течение первой же перемены. Рулоны вешали снова. И все опять повторялось. Уборщицы ворчали, ругались и наконец пошли к директору с вопросом: «Сколько это может продолжаться?», на что тот ответил: «До тех пор, пока ребята не привыкнут к нормальной жизни». В конце концов так и произошло.
В некоторых школах энтузиасты разбивают зимний сад или настоящий цветник во дворе. Первое время сердце, конечно, замирает: не потопчут, не разгромят ли? Но всегда почему-то обходится, особенно если в работе принимали самое активное участие ребята. Бывает, конечно, сломают что-то или разобьют, но не из варварства, а случайно. Учителя, кстати, отмечают: если обнести цветник забором, нет-нет да и залезут, а открытые клумбы никогда не трогают.
А предпраздничные дискотеки, которые становятся просто войной нервов... Среди классных руководителей объявляется настоящая мобилизация, чтобы пресекать алкогольную контрабанду, вылавливать подозрительные компании из укромных закоулков, не пропускать чужих. А в одной из школ Ульяновской области много лет школа гордится тем, что ученики могут пригласить с собой гостя. Только он должен прийти за пригласительным билетом сам, и отвечает за него тот, кто его позвал в школу. Но главный предмет гордости не в этом, а в том, что праздники там всегда проходят мирно и весело, без подпольного пьянства и драк. Уже много лет. Потому что «у нас это не принято», а это, как известно, самый действенный способ устанавливать границы. Целая толпа надзирателей не обеспечит то, что может сделать неосязаемое и не поддающееся учету чувство собственного достоинства. Если в школе его ценят, это видно прежде всего по мелочам и деталям.