Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Сбор, выезд, зимний лагерь

Опыт 564-й школы Санкт-Петербурга показывает, что известную многим форму работы с детьми можно наполнить серьезным педагогическим содержанием

Впереди каникулы: карнавальные дискотеки, подарки, катание с горки и, конечно, любимые школьным народом выезды, лучше с ночевкой. Дети ценят их за возможность оторваться от привычной жизни, испытать себя в другом качестве. А взрослые стараются максимально использовать этот выход из учебно-урочных рамок в вольное пространство педагогики. Где взрослого и ребенка не разделяет учительский стол. Где не нужно объяснять новый параграф, проверять домашнее задание, ставить отметки. Зато можно учить другим вещам, ничуть не менее важным. А подчас и учиться самому.

Объединяя усилия

Потрудиться для хорошего сбора приходится немало и взрослым, и ребятам. Прежде всего взрослые определяют место будущего сбора. И туда сначала едут организаторы, чтобы осмотреться и решить, насколько условия соответствуют их задачам. Для предстоящих четырех дней сбора заранее составляется программа коллективной творческой деятельности, в основе которой – коммунарская методика И.П.Иванова.
С педагогической точки зрения для нас очень важно, что ребята проживают эти несколько дней в разновозрастных группах. Ведь в обычной школьной жизни десятиклассник даже не замечает шестиклассника, пробегающего у него под ногами, у них нет повода для общения. А во время сбора при равенстве прав и обязанностей участников они непременно должны объединять свои усилия – и в игре, и в театральной постановке. Тем более когда вместе моют посуду или накрывают столы во время дежурства, подметают и убирают мусор на территории лагеря. Это непременная и обязательная часть жизни: во время заезда и перед отъездом все – и ребята, и взрослые надевают резиновые перчатки, вооружаются мешками для мусора и наводят порядок.

Новый взгляд – на себя и на других

Еще одна степень свободы, предоставляемая сбором, – избавление от рутины и от привычных ролей, которые волей-неволей закрепляются за каждым ребенком в круговороте ежедневной учебы – этот троечник, тот ботаник, кто-то вечный нарушитель дисциплины, а про некоторых вообще трудно что-нибудь сказать: они всегда держатся середины.
Зато на сборе, где все настроены доброжелательно и готовы принимать друг друга, непременно проявляется каждый. Например, во время театрального тренинга «Литературное кафе». Взрослый заранее подбирает небольшой рассказ или отрывок из повести, пьесы, читает ребятам и предлагает инсценировать. На все – разучивание ролей, репетиции, рисование и монтаж декораций – четыре часа. Дело находится каждому. Кто стесняется выходить на сцену, может готовить реквизит, работать гримером или костюмером, оформлять афишу, подбирать музыку. Мини-спектакль готовится на одном дыхании и принимается зрителями очень тепло, ведь им предстоит выйти на сцену следующими.
Но самый главный эффект в том, что к вечеру дети разбирают друг у друга рукописные сценарии. А вернувшись домой, осаждают библиотеку, чтобы добыть книжку с тем самым рассказом, а потом и почитать что-нибудь другое у впервые «открытого» писателя.
Обстановка сбора дает возможность и учителям предстать совсем в другом образе – теми взрослыми, которые помогают, а не контролируют, поддерживают, а не оценивают. Кстати, с этой же целью мы приглашаем на сбор классных руководителей и родителей – в качестве гостей. Чтобы они посмотрели на своих детей в непривычных обстоятельствах.

Структура

Все участники сбора, пятьдесят–шестьдесят детей и около двадцати взрослых, делятся на малые группы постоянного состава, человек по двенадцать. В каждой должно быть хотя бы двое лидеров. Старшеклассники, много раз бывавшие на сборах, или выпускники очень органично занимают эту позицию. Главное – опыт и желание. Чаще всего взрослый отдает роль ведущего, а сам держится рядом, не перехватывая власть и инициативу. Функция взрослого – страховка, наблюдение, анализ. Результаты этого анализа служат предметом обсуждения на ежевечерней планерке.
На каждый день из числа школьников выбирается дежурный командир, обладающий всей полнотой власти. Он, например, может подойти к руководителю всего сбора и сказать: на кухне некому чистить картошку, и если у вас сейчас нет других дел, помогите, пожалуйста. И отказаться в такой ситуации, ссылаясь лишь на свой статус, невозможно. Но быть дежурным командиром – это и опыт серьезной ответственности. В конце дня он отчитывается и анализирует, что получилось сегодня из запланированных дел, а что нет. И почему.
В этом году мы придумали шкалу оценок для дежурного командира: «спасибо», «спасибо, но+» и «пожалуйста, не+». Каждого на всякий случай страхует взрослый, не объявляя об этом. В крайнем случае он может подойти и посоветовать, как лучше поступить, но отдавать распоряжения за дежурного командира взрослый не может. Примерно такое же отношение и к старшеклассникам: им всеми силами дают понять, что на них надеются и рассчитывают. Впрочем, бывает, что старшеклассник сознательно отказывается от лидерской позиции и ездит на сборы, например, в качестве фотографа или художника. Вроде со всеми, но немного в стороне.
В зависимости от задач группы могут переформировываться. Но основная структура работает на то, чтобы сначала сплачивалась малая группа, потом налаживалось взаимодействие между группами и к концу сбора каждая чувствовала себя частью целого, объединенного общими интересами, воспоминаниями, переживаниями.

Традиции

Со временем сборы превратились в отлаженный и эффективный инструмент педагогического взаимодействия. Ребята обрели вкус к этому содержательному и насыщенному проживанию событий рядом со взрослыми. Педагоги почувствовали воспитательный потенциал этой формы. Появились сплоченная команда, традиции. И самое главное, желание развивать форму сборов, модифицировать ее под разные задачи.
Сейчас в школе практикуются не только каникулярные выезды, но и сбор выходного дня. Классные руководители стали обращаться с запросом: помогите, пожалуйста, организовать выезд так, чтобы провести выходной всем классом по-настоящему интересно и без эксцессов. То есть без конфликтов, столкновений с местными, без риска, что твои старшеклассники начнут «бузить» ночью.
Наши инструкторы, обладающие большим опытом организации сборов, помогают избежать всего этого. Ведь дети ищут приключений только когда им нечем заняться. У нас очень жестко соблюдается сухой закон: потенциальные нарушители боятся, что их больше не возьмут на сбор. А те, кто хоть раз побывал, знают, что здесь это не принято. Курение тоже распространенная проблема, но нужно понимать, что в случае запрета старшие все равно будут курить тайком. Поэтому оговаривается, что можно, но только в определенном месте. И процесс перестает быть привлекательным. Перекур ведь нужен, чтобы поболтать и отлынить от работы – физиологической зависимости в этом возрасте еще нет. А общения на сборе достаточно. И мотивации побездельничать нет, все время что-то интересное происходит.
Суточный выезд не требует такой долгой подготовки, он организуется из уже готовых макетов, опробованных на регулярных сборах. Классный руководитель объясняет, какие педагогические задачи хотел бы решить. Например, в седьмом классе мальчики и девочки постоянно ссорятся. Как сгладить эту проблему? Мы предлагаем программу, во время которой предполагается создать смешанные мальчишеско-девичьи команды, которые будут взаимодействовать. Но только не в соревновательной форме, чтобы не обострить уже существующие противоречия. Даем в помощь нескольких старшеклассников и выпускников, которые возьмут на себя большую часть организационной работы.
Классному руководителю заранее представляется программа будущего выезда. Кроме того, он может выбирать, в какой позиции хочет участвовать в сборе. Например, в качестве внешнего наблюдателя, чтобы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать взаимоотношения. Или можно наблюдать процесс изнутри, тогда учителю предлагают взять на себя педагогическое сопровождение малой группы, а общее руководство осуществляет кто-то из организаторов.

Прощание

Результаты сбора в значительной степени зависят от его завершения. У нас уже есть традиции, позволяющие детям эмоционально отыграть финал всего выезда и отдельных его этапов. Мы, например, чуть изменили традиционную коммунарскую «свечку», превратили ее в ежевечерний разговор о важных человеческих вещах, о том, что нечасто становится предметом обсуждения в школе. О любви, долге, дружбе, о выборе. А весь выезд обычно завершает «забор»: на длинной ленте склеенных листов бумаги мы рисуем штакетины по числу участников, на каждой – имя. И в течение последних часов, когда все собираются, прощаются, убирают за собой, каждый время от времени подходит и пишет пожелания, благодарности тем, кто был важен для него на этом сборе. Потом «забор» разрезаем на полоски и раздаем адресатам. Иногда для выражения эмоций даже не хватает лицевой стороны бумажной штакетины, и в электричке ребята дописывают пожелания с изнанки. А потом бережно хранят их дома. В ожидании следующего сбора.


Алексей ИЗМАЙЛОВ, Наталья ИНОКЕНТЬЕВА, Екатерина ПЕРОВА, педагоги школы № 564 Санкт-Петербург


Если вы решили попробовать, то...

...Состав малых групп лишний раз лучше не трогать. Перевод одного человека в другую группу даже к концу первого дня воспринимается очень болезненно для команды.

...Нужно настойчиво предлагать детям разнообразить привычные отношения. Многие хотят идти в группу к старым приятелям. Но ведь выезд дает редкую возможность завязать новые знакомства и установить новые отношения. Разместиться в палате ты можешь рядом с другом и обмениваться с ним впечатлениями вечером. А днем лучше расходиться с ним по разным группам.

...Выбор роли наблюдателя будет означать, что классный руководитель должен подчиняться организатору. Все нарекания и замечания можно высказывать только после завершения выезда. Это оберегает команду от возможных конфликтов и неразберихи.

...Темы для вечернего общения, которые вы подбираете заранее, должны быть заготовлены с запасом. Чтобы можно было выбрать ту, которая соответствует именно сегодняшнему настрою ребят.

...Организаторы обязательно должны проанализировать итоги. Лучше не сразу. После сбора должна пройти примерно неделя, чтобы все волнения и впечатления улеглись. И только тогда можно поговорить о том, что не получилось.
Анализ нужно вести по всем направлениям: хозяйственный блок, организация разных периодов – начала, основной части, финала. И при планировании следующего выезда прежде всего просмотреть записи об этих недочетах и промахах. Чтобы не повторять их.