ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
...И оставляет волшебный отсвет на всю жизнь
Почему детям необходимо переживание чудесного
Тому, кто хоть однажды испытал переживание чудесности мира, его волшебства, не надо доказывать, что эти переживания ценны в любом возрасте, а детям они просто необходимы. Тем не менее далеко не всякий взрослый сможет ответить на вопрос: в чем именно ценность этих переживаний? Какое влияние они оказывают на развитие ребенка? В преддверии Нового года мы попытались разыскать экспертов «в области чудесного» среди педагогов и психологов.
Говорят ли земля и небо?
«Для чувствительного ребенка, – говорит сказкотерапевт, сооснователь
движения «Этнодрайв» Роман Кандибур, – деревья, животные, камни и
вправду могут говорить. Вселенная для него полнится жизнью, значительно
более разноречивой и многообразной, чем это представляется большинству
взрослых. И отвергать этот опыт – значит делать ребенка менее живым».
С примерами подобного отторжения мы сталкиваемся, когда слышим, что «ты
уже большой, чтобы верить в сказки», «никаких фей, колдуний и домовых
на самом деле не бывает». Конечно, в эпоху господства рационального
чудесное нередко отождествляется с эфемерным, с тем, что существует
исключительно в воображении и к реальности никакого отношения не имеет.
С этой позиции всякая встреча с чудом не более чем иллюзия, самообман.
Что ж, можно считать и так. Но если мы признаем ценность переживаний
волшебства и чуда, естественно было бы предположить, что за этими
переживаниями стоит некая реальность, которая во многом остается
непознанной.
«Основание» души
«Наши предки, – отмечает Роман Кандибур, – выстраивали свою жизнь в
соответствии с ощущением природного «дыхания» и ритма, отражая эти
ощущения в сакральном творчестве. Так родились мифы и сказки, которые
стали частью коллективной души народа. И базовым переживанием, из
которого они возникли, было переживание чудесности мира».
С точки зрения сказкотерапии мифы, предания, сказки, легенды – это тот
материал, из которого строится «дворец» личности, вырастает
эмоциональный мир человека: способность восхищаться, удивляться,
верить, налаживать отношения с другими людьми, намечать планы,
достигать цели… Например, многие модели поведения ребенок берет из
сказочных сюжетов, а затем использует их.
Празднование Нового года тоже относится к тем чудесным событиям,
которые необходимы для «строительства» внутреннего мира человека. «В
новогодние дни необычайные, радостные переживания захватывают все
существо ребенка и оставляют волшебный отсвет на всю его
жизнь, – говорит психолог Мария Федорова. – По мере взросления
они становятся ресурсами, тем необходимым запасом прочности, который
помогает человеку пережить трудные моменты, принять жизнь во всей ее
переменчивости. А еще, когда чудесные переживания живут в душе
человека, у него возникает желание передать часть этого состояния
кому-то другому…» «Чем дольше мы будем верить в чудо, – говорит учитель
музыки, директор Центра детского творчества № 3 города Красноярска
Николай Болсуновский, – тем искреннее и добрее мы будем, тем будем мы
более настоящими».
Если ребенка лишить радости встреч со сказкой и чудом, «он будет
вынужден строить дом души из чего придется, – говорит Роман Кандибур. –
Теряя связь с культурным наследием, человек остается без ориентиров,
один на один с внешним миром и собственным бессознательным, где
действуют мощные иррациональные силы. В этом случае люди, как правило,
пытаются «заслониться» от жизненных проблем за счет деструктивных по
своей сути психологических компенсаций, или за счет чрезмерной
религиозности либо, напротив, – нигилизма».
Существует закономерность: чем больше у человека было встреч с
чудесным, тем более явным для него становится то, что чудеса можно
встретить везде. А то, что он сумел понять и объяснить, – это
лишь малая часть огромного, непознанного мира. «Когда человек
переживает события, приносящие «много-много радости», – говорит Роман
Кандибур, – у него крепнет доверие к миру, а значит, он готов
рисковать, готов реализовать свои творческие порывы и жизненные планы».
Отсюда высокая творческая продуктивность, отсюда многие прорывы в
науке, искусстве и других сферах.
Но переживание чудесности мира ценно само по себе. И важно понимать,
что познание и переживание чудесного – разные вещи. Познание нацелено
на то, чтобы что-то понять, объяснить, а чудо не нуждается в
объяснении. При встрече с чудом самое главное – то эмоциональное
состояние, в котором рождается опыт отношений с непознанным и
необъясненным. И одна из главных задач воспитания, очевидно, состоит в
том, чтобы этот опыт был положительным.
Под музыку «Феи ночи»
Чувство чудесности мира ребенку может передать только тот
взрослый, который сам так воспринимает мир. «На мой взгляд, взрослым, в
том числе учителям важно говорить о своем собственном опыте переживания
чудесного, – убежден Роман Кандибур. – Это сложно, но мне кажется, это
единственное, чему дети поверят».
Способность удивляться звездному небу, искристому снегу в свете фонаря,
капле воды на листе – если педагог сохранил в себе эту способность, на
его занятиях у детей обязательно будет возникать ощущение встречи с
чем-то необыкновенным, как это происходит на уроках учителя информатики
Дмитрия Жемчужникова, кредо которого: «Каждый урок должен быть похож на
чудо и вызывать желание стать волшебником».
В поселке Южный, который разместился у самого Черного моря, есть школа,
где введена уникальная в своем роде должность сказочницы. Когда у ребят
из начальных классов наступает время дневного сна (это школа полного
дня), сказочницы рассказывают им волшебные истории. А еще детей
посещает «Фея ночи», которая играет тихую мелодию на скрипке, а один
известный сказочный персонаж подыгрывает ей на флейте. Директор школы
Николай Гузик уверен, что дети – «это пришельцы из другого, полного
чудес мира. И педагогам необходимо обеспечить для них мягкий переход в
наш мир, который более рационален».
Один из замечательных способов встретиться с чудесами – знакомство с
легендами родного края. «Ведь наша земля и по сей день сохранила много
чудес и преданий, – говорит Роман Кандибур. – Еще живы
носители традиций, которых можно пригласить в школу, чтобы они
рассказали детям эти предания и легенды, поведали о тех чудесных
историях, которые приключились вот здесь, совсем рядом, в соседней
деревне, или возле «того дуба...». Мы, этнотерапевты, считаем, что
такое воспитание поможет детям устойчивее чувствовать себя в этом мире,
ведь им будет помогать сама земля, которую они будут знать и любить».