Школа держится учителем
Модели развития образования можно разрабатывать годами. Но дети требуют нашего участия не завтра, а сегодня
Вот и последний номер года, 24-й, а там куранты – и «С Новым годом,
страна!».
А пока не рассказать ли вам сказочку?
…Ехал богатырь по дороге и наткнулся на камень у развилки. Налево
пойдешь... Направо... Прямо... Все понятно. Поднял богатырь
свою булаву стопудовую и разбил камень в мелкое крошево. Ох, и зачем
только он читать научился, ехал бы себе и ехал, а тут лавины вниз
пошли, сыплются камни и сыплются, и никакого удержу им нет. Но есть
мораль: осторожнее со скрижалями. А тот камень, который отвергают при
постройке нового, как правило, и есть краеугольный. Наш финальный
репортаж – с «круглого стола» в Горбачев-фонде о проблемах реформы
образования.
Образование, которое ухудшает человека
Собрались эксперты, экономисты, педагоги, ученые, политики – и каждый
добавлял свою краску в картину современного образования. В основном
разные оттенки серого.
Давид Константиновский, руководитель Центра социологии образования РАН,
говорил о воспроизводстве неравенства: в детсадах уже работают приемные
комиссии, а платное дополнительное образование наращивает социальные
барьеры: у кого денег больше, того учат лучше. Бухгалтерский подход к
образованию приведет к тому, что мы получим страну наследных принцев и
наследных нищих.
Елена Брызгалина, завкафедрой философии образования
философского факультета МГУ, свидетельствовала: большинство
из первокурсников пришли на факультет по принципу лишь бы куда
поступить, а для чего – в эту область их цели не простираются.
Нивелировка личности ведется посредством ЕГЭ: человек оценивается по
внешней шкале, а шкала ценностей индивида не включается.
О том же – Михаил Шнейдер, директор гимназии № 45: «Человеческое
измерение из образования вовсе ушло, школа отстранена от оценивания.
Ребенок сдал – ушел. Какой он? Не важно. Раньше наличие жизни
в школе, атмосфера обеспечивались директором, который мог оградить
школу от бюрократической бредятины. Теперь нет такой возможности».
Вы никто, и звать вас никак
Педагоги низложены, слово «педагогика» вышло из обихода, а учитель
принижен дальше некуда.
Михаил Горбачев говорил: «То, что происходит сейчас с образованием, —
это уже размывание фундамента. Как дошло до того, что учителей
адекватных нет, в учителя не идут? Это какая-то ошибка. Мы не то что
«жить, купаясь в знаниях» не будем – мы в рабовладельческое общество
превратимся. Конституция нарушается, бесплатность и доступность
образования упраздняются, и у нас вот-вот появятся «кухаркины дети».
Кто автор, кто диктует? Кто так деньги распределяет?»
Понятно, невежественные люди, но имен никто назвать не может. Евгений
Бунимович, Уполномоченный по правам ребенка в Москве: «Вложение в
образование – самое выгодное, нобелевские лауреаты сделали
выкладки: 1 доллар в дошкольное образование дает 21 доллар прибыли в
будущем. Идея сокращать расходы на образование неправильная по сути.
Сегодня меньше вложили – сколько завтра потеряем?
А 200 тысяч лишних учителей – лукавые слова! У всех ныне работающих
больше ставки, а то и две, потому что на ставку не прожить, а при таком
раскладе никто не даст качества. Да оно и не нужно. Чем люди
образованнее, тем труднее им ставить задачи, руководить ими. А в стране
«экономика трубы». «Трубу» надо защищать и обслуживать – для этого
хорошо и много учиться не надо.
Да, декларируется совсем другое. В школах за последние годы много чего
понаставили, понастроили, информатизация прошла, нацпроекты,
а результат – ноль, одна показуха. Потому что в тех странах,
где в процессе реформы вложились в учителя, что-то получилось. Если во
все другое – не получилось».
Минуй нас пуще всех печалей…
Дело даже не в том, что у нас «не вложились». Вложились, но уж как
смогли. Потратились, потребовали результата – тут нахлобучку дали, там
публичную порку провели. Посмотрели – опять плохо. Теперь каждый шаг
учителя под контролем. А куда идем – не
вопрос.
Сергей Казарновский, директор ЦО № 686: «Все, что происходит с
учителями, отыгрывается на детях. Когда кромсают учительскую жизнь,
вносят в год по нескольку изменений, эффект ужасный. Новая аттестация,
о которой толком никто ничего не знает. Новая система финансирования –
все непонятно, какую модель ни бери – все в убыток, как ни считай –
потеряешь. Такой госзаказ, другой – все неясно, все не стыкуется, один
закон противоречит другому. Как убрать истерику из образования? Я
предлагаю объявить мораторий на новые школьные правила на ближайшие 10
лет».
На «круглом столе» звучали и другие предложения: восстановить Лигу
образования образца 1906 года, сообщество, которое бы собирало и
распределяло деньги на педагогически ценные проекты. Или действовать
радикально, убрать правительство из образования: отдать людям ту сумму
из налогов, которые они платят за образование, и пусть семья решает,
кому и сколько платить, а не бюджет. Но тут же вспомнили, что общество
у нас пассивное, а ценность образования в сознании людей невысокая – не
будет ли хуже?
Про мышку, которая бежала, хвостиком махнула…
И так все мнения стекались к тому, что хуже некуда. И чем больше
фактов, тем безнадежнее. Оказывается, в стране нет спроса на
квалифицированную рабочую силу и не предвидится. «Нет умной работы для
умных, – говорил экономист Александр Аузан, – это драма. А отчеты об
увеличении бюджетных расходов на образование – бред.
Фактически – растут доходы коммунальных компаний, грабящих школу,
растут их отчисления на содержание той же “трубы”».
Ну да, ну да: сделать массовое образование частью рынка – ставка
нелепейшая, безответственная. Но школа-то еще не умерла. Учитель-то еще
не может себе позволить идти к детям, не понимая, зачем, для чего. Это
там, наверху, можно «не понимать роли образования», годами вырабатывать
«модель развития». А наедине с детьми – нет.
Учитель идет и работает, полагаясь на разумное, доброе, вечное,
завещанное веками.
Будь здоров, Учитель!