Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Бюджетные, автономные, казенные

Начинается внедрение новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

В мае 2010 г. был принят закон, вводящий новые типы бюджетных учреждений (83-ФЗ). Закон вступает в силу с 1 июля 2012 г., однако подготовка к его реализации идет уже сейчас. Минфин и профильные ведомства, включая Минобрнауки, разрабатывают нормативно-правовую базу (около 90 различных приказов, постановлений), регламентирующих переход бюджетных организаций на новые экономические рельсы.

«Очень тонкая настройка»

2011 год станет периодом пилотной апробации предусмотренных законом нововведений.
Суть их сводится к трем основным позициям.
Во-первых, это установление трех основных типов: автономного, казенного и (нового) бюджетного учреждения.
Во-вторых, введение государственного или муниципального задания, которое будет рассчитываться на основе объема предоставляемых каждым учреждением государственных услуг (для школ и вузов это образовательные услуги).
В-третьих, переход от финансирования по смете к субсидиям, которые будут включать в себя расходы на заработную плату преподавательского состава и административно-управленческого персонала, хозяйственные нужды, в том числе коммунальные услуги, и средства на содержание имущественного комплекса (зданий, оборудования).
Помимо субсидии, обеспечивающей выполнение госзадания, из бюджета будут выделяться дополнительные целевые средства – на капитальный ремонт, научные исследования, другие нужды.
Расчет затрат на образовательную деятельность осуществляется по нормативному принципу с учетом специфики учебных заведений.
Например, для вузов планируется ввести групповые нормативы в зависимости от профилей обучения, и уже сегодня понятно, что технические вузы будут финансироваться по более высоким тарифам, чем гуманитарные, поскольку для подготовки инженеров требуется дорогостоящее и сложное оборудование.
Кроме того, Минобрнауки намерено ввести поправочные коэффициенты к групповым нормативам – с учетом региональной специфики и приоритетности специальностей с точки зрения экономики страны. По словам директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяны Клячко, дифференциация удельных расходов на одного бюджетного студента – от 47 тыс. до 300 тыс. рублей в разных вузах.
Кроме того, есть дифференциация внутри групп.
«Мы можем посмотреть педвузы, где есть 47 тысяч на одного студента и есть 120 тысяч. Таким образом, здесь очень большой разброс», – пояснила Т.Клячко, по словам которой, переход на новые механизмы финансирования будет достаточно сложен, и «здесь требуется очень тонкая настройка систем».
Действительно, все это требует колоссальных усилий – от разработки сотни правовых актов на федеральном и региональном уровнях до проведения масштабной разъяснительной работы с руководителями всех бюджетных учреждений, которых насчитывается более 278 тыс. по всей стране, в связи с чем невольно возникает вопрос: стоит ли игра свеч?
Представители Минфина отвечают на этот вопрос утвердительно.

За что будем платить?

В своих выступлениях на разных мероприятиях, состоявшихся в конце года, – Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием, «круглом столе» в Госдуме – они охотно перечисляют преимущества нововведений – такие как повышение эффективности бюджетных расходов и свободы хозяйственно-экономической деятельности учреждений.
Действительно, те из них, которые перейдут в АУ и БУ, смогут использовать в следующем году остатки средств на счетах, что раньше было невозможно или затруднено. Также они получат право свободно перераспределять средства в рамках субсидий, в то время как в при сметном финансировании все деньги были жестко расписаны по статьям и каждый шаг в сторону был связан с массой неудобных согласований в вышестоящих инстанциях.
Не менее важно и то, что АУ выходят из-под юрисдикции 94-го ФЗ о госзакупках, который подвергается острой критике всеми, вплоть до президента.
Тем же учреждениям, которые не зарабатывают деньги и не имеют внебюджетных доходов, целесообразно перейти в статус казенных. В системе образования это могут быть детские дома, интернаты, спецшколы и спецПТУ закрытого типа, сельские малокомплектные школы.
Наконец, финансирование госзадания будет зависеть не только от объема оказываемых услуг, но и от их качества – соответствующие индикаторы разрабатываются в настоящее время в Минобрнауки.
Минфин даже издал специальные агитматериалы для потребителей услуг, поручив руководителям всех уровней проводить активную разъяснительную работу в обществе с целью развенчать слухи, появившиеся вокруг закона еще до его принятия.
Один из главных слухов связан с увеличением числа платных услуг в образовании.
В этой связи, по словам председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, «очень важно сегодня определить баланс бесплатных и платных образовательных услуг – так чтобы платные образовательные услуги не превалировали над бесплатными».
Однако действительность состоит в том, что реализация закона приведет если не к увеличению числа платных услуг, то к повышению их стоимости.
Дело в том, что по новому закону контрактная услуга не должна быть дешевле государственной (для того чтобы разница не покрывалась за счет бюджетных средств).
С другой стороны, есть поручение президента, принятое в рамках программы антикризисных мер, согласно которому вуз не может повышать стоимость обучения контрактного студента.
Что выберут ректоры, пока неясно.

Спасение утопающих…

По заверениям замдиректора Департамента организации бюджетного процесса Минобрнауки Марины Боровской, с введением новых механизмов финансирование образовательных учреждений не уменьшится: по крайней мере в 2011 году объем нормативов рассчитывался на основе расходов 2010 г.
Но 2011 год в этом смысле не показателен, поскольку он объявлен переходным периодом, и как будут развиваться события дальше, когда реализация закона начнется в штатном режиме, волнует сегодня многих специалистов. Тем более что значение слова «субсидия» дает все основания для сомнений.
«Субсидия предполагает долевое, то есть не стопроцентное участие государства в обеспечении образовательного учреждения», – говорили ректоры вузов на недавнем заседании «круглого стола» в Госдуме.
«Это зависит от того, будут ли у вас внебюджетные доходы: если они будут, то поддержка будет не 100 процентов. А если их не будет, поддержка будет полной», – пояснил директор Департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров.
Между тем, по словам Балыхина, учреждения профессионального образования финансируются лишь на 40% от потребности, а задолженность вузов и техникумов, подведомственных Минобрнауки, по коммунальным платежам за этот год составила 1 млрд 600 млн рублей.
Поскольку, как уже отмечалось выше, денег на следующий год не добавят, М.Боровская предложила вузам самостоятельно искать пути выхода из создавшегося положения, в том числе за счет использования принадлежащего им имущества.

«Нет денег – дайте свободу»

Этот лозунг был популярен в вузовском сообществе в 90-х годах, когда денег в стране было мало. Может, он обретет новую жизнь?
При ближайшем рассмотрении выясняется, что переходить в статус казенных учреждений нет никакого стимула, поскольку все заработанные ими внебюджетные средства и даже благотворительная помощь от спонсоров уйдут в доходы бюджета соответствующего уровня.
Как быть в этом случае детским домам, которые часто получают подарки от спонсоров? Этот вопрос был задан на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием представителям Минфина и остался без ответа.
Тогда, может быть, больше повезет БУ и АУ?
Едва ли.
Например, в БУ остается лицевой счет, что не дает им возможности избежать казначейского контроля за расходованием средств. Закупки товаров, как и в настоящее время, будут осуществляться только на конкурсной основе (94 -ФЗ), что ограничивает активность хозяйствующих субъектов.
Неутешительные отзывы и со стороны АУ. Вот что рассказала на заседании «круглого стола» в Госдуме доцент кафедры гражданского права Южного федерального университета Елена Орленкина: «На протяжении 20 лет мы безвозмездно пользовались зданиями, которые принадлежали муниципалитетам. На сегодняшний день возникает вопрос о возвращении этих помещений, где идет непрерывно образовательный процесс.
Кроме того, у вуза возникли трудности с ведением бухучета, пришлось обращаться за разъяснениями в Конституционный суд, в результате чего пришлось платить большой штраф».

Предложение, от которого невозможно отказаться

Остается последняя надежда – на то, что учреждение вправе свободно выбирать новую организационно-правовую форму.
Чиновники Минобрнауки утверждают, что обязательным является только переход в АУ для федеральных университетов, в остальных случаях право выбора сохраняется за учредителем ОУ и его коллективом.
Однако в жизни все немножко не так.
«Вначале разговор шел о том, что высшее учебное заведение, рассмотрев все нюансы, принимает решение по отнесению к тому или иному виду высшего учебного заведения. А потом вдруг мы получаем бумагу, что мы все должны идти в бюджетные», – рассказал президент Государственного технического университета связи и информатики Ваган Шагельдян.
По словам Боровской, ни одно из подведомственных учреждений Минобрнауки пока не проявило инициативы по переходу в казенные, что неудивительно. Не исключено, что нерешительным такое предложение поступит сверху, и отказаться от него будет невозможно.
По статистике Минфина, из 278 тыс. учреждений всей социальной сферы к переходу в бюджетные нового типа готовы около 274 тыс., в АУ – 4,5 тысячи. Но к 2012 году ситуация может измениться: по отчетам главного финансового ведомства, «в ряде регионов боятся нововведений и спешно готовят свои учреждения к преобразованию в казенные, большинство ждут

«Очень тонкая настройка»

2011 год станет периодом пилотной апробации предусмотренных законом нововведений.
Суть их сводится к трем основным позициям.
Во-первых, это установление трех основных типов: автономного, казенного и (нового) бюджетного учреждения.
Во-вторых, введение государственного или муниципального задания, которое будет рассчитываться на основе объема предоставляемых каждым учреждением государственных услуг (для школ и вузов это образовательные услуги).
В-третьих, переход от финансирования по смете к субсидиям, которые будут включать в себя расходы на заработную плату преподавательского состава и административно-управленческого персонала, хозяйственные нужды, в том числе коммунальные услуги, и средства на содержание имущественного комплекса (зданий, оборудования).
Помимо субсидии, обеспечивающей выполнение госзадания, из бюджета будут выделяться дополнительные целевые средства – на капитальный ремонт, научные исследования, другие нужды.
Расчет затрат на образовательную деятельность осуществляется по нормативному принципу с учетом специфики учебных заведений.
Например, для вузов планируется ввести групповые нормативы в зависимости от профилей обучения, и уже сегодня понятно, что технические вузы будут финансироваться по более высоким тарифам, чем гуманитарные, поскольку для подготовки инженеров требуется дорогостоящее и сложное оборудование.
Кроме того, Минобрнауки намерено ввести поправочные коэффициенты к групповым нормативам – с учетом региональной специфики и приоритетности специальностей с точки зрения экономики страны. По словам директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяны Клячко, дифференциация удельных расходов на одного бюджетного студента – от 47 тыс. до 300 тыс. рублей в разных вузах.
Кроме того, есть дифференциация внутри групп.
«Мы можем посмотреть педвузы, где есть 47 тысяч на одного студента и есть 120 тысяч. Таким образом, здесь очень большой разброс», – пояснила Т.Клячко, по словам которой, переход на новые механизмы финансирования будет достаточно сложен, и «здесь требуется очень тонкая настройка систем».
Действительно, все это требует колоссальных усилий – от разработки сотни правовых актов на федеральном и региональном уровнях до проведения масштабной разъяснительной работы с руководителями всех бюджетных учреждений, которых насчитывается более 278 тыс. по всей стране, в связи с чем невольно возникает вопрос: стоит ли игра свеч?
Представители Минфина отвечают на этот вопрос утвердительно.

За что будем платить?

В своих выступлениях на разных мероприятиях, состоявшихся в конце года, – Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием, «круглом столе» в Госдуме – они охотно перечисляют преимущества нововведений – такие как повышение эффективности бюджетных расходов и свободы хозяйственно-экономической деятельности учреждений.
Действительно, те из них, которые перейдут в АУ и БУ, смогут использовать в следующем году остатки средств на счетах, что раньше было невозможно или затруднено. Также они получат право свободно перераспределять средства в рамках субсидий, в то время как в при сметном финансировании все деньги были жестко расписаны по статьям и каждый шаг в сторону был связан с массой неудобных согласований в вышестоящих инстанциях.
Не менее важно и то, что АУ выходят из-под юрисдикции 94-го ФЗ о госзакупках, который подвергается острой критике всеми, вплоть до президента.
Тем же учреждениям, которые не зарабатывают деньги и не имеют внебюджетных доходов, целесообразно перейти в статус казенных. В системе образования это могут быть детские дома, интернаты, спецшколы и спецПТУ закрытого типа, сельские малокомплектные школы.
Наконец, финансирование госзадания будет зависеть не только от объема оказываемых услуг, но и от их качества – соответствующие индикаторы разрабатываются в настоящее время в Минобрнауки.
Минфин даже издал специальные агитматериалы для потребителей услуг, поручив руководителям всех уровней проводить активную разъяснительную работу в обществе с целью развенчать слухи, появившиеся вокруг закона еще до его принятия.
Один из главных слухов связан с увеличением числа платных услуг в образовании.
В этой связи, по словам председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, «очень важно сегодня определить баланс бесплатных и платных образовательных услуг – так чтобы платные образовательные услуги не превалировали над бесплатными».
Однако действительность состоит в том, что реализация закона приведет если не к увеличению числа платных услуг, то к повышению их стоимости.
Дело в том, что по новому закону контрактная услуга не должна быть дешевле государственной (для того чтобы разница не покрывалась за счет бюджетных средств).
С другой стороны, есть поручение президента, принятое в рамках программы антикризисных мер, согласно которому вуз не может повышать стоимость обучения контрактного студента.
Что выберут ректоры, пока неясно.

Спасение утопающих…

По заверениям замдиректора Департамента организации бюджетного процесса Минобрнауки Марины Боровской, с введением новых механизмов финансирование образовательных учреждений не уменьшится: по крайней мере в 2011 году объем нормативов рассчитывался на основе расходов 2010 г.
Но 2011 год в этом смысле не показателен, поскольку он объявлен переходным периодом, и как будут развиваться события дальше, когда реализация закона начнется в штатном режиме, волнует сегодня многих специалистов. Тем более что значение слова «субсидия» дает все основания для сомнений.
«Субсидия предполагает долевое, то есть не стопроцентное участие государства в обеспечении образовательного учреждения», – говорили ректоры вузов на недавнем заседании «круглого стола» в Госдуме.
«Это зависит от того, будут ли у вас внебюджетные доходы: если они будут, то поддержка будет не 100 процентов. А если их не будет, поддержка будет полной», – пояснил директор Департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров.
Между тем, по словам Балыхина, учреждения профессионального образования финансируются лишь на 40% от потребности, а задолженность вузов и техникумов, подведомственных Минобрнауки, по коммунальным платежам за этот год составила 1 млрд 600 млн рублей.
Поскольку, как уже отмечалось выше, денег на следующий год не добавят, М.Боровская предложила вузам самостоятельно искать пути выхода из создавшегося положения, в том числе за счет использования принадлежащего им имущества.

«Нет денег – дайте свободу»

Этот лозунг был популярен в вузовском сообществе в 90-х годах, когда денег в стране было мало. Может, он обретет новую жизнь?
При ближайшем рассмотрении выясняется, что переходить в статус казенных учреждений нет никакого стимула, поскольку все заработанные ими внебюджетные средства и даже благотворительная помощь от спонсоров уйдут в доходы бюджета соответствующего уровня.
Как быть в этом случае детским домам, которые часто получают подарки от спонсоров? Этот вопрос был задан на Всероссийском совещании руководителей органов управления образованием представителям Минфина и остался без ответа.
Тогда, может быть, больше повезет БУ и АУ?
Едва ли.
Например, в БУ остается лицевой счет, что не дает им возможности избежать казначейского контроля за расходованием средств. Закупки товаров, как и в настоящее время, будут осуществляться только на конкурсной основе (94 -ФЗ), что ограничивает активность хозяйствующих субъектов.
Неутешительные отзывы и со стороны АУ. Вот что рассказала на заседании «круглого стола» в Госдуме доцент кафедры гражданского права Южного федерального университета Елена Орленкина: «На протяжении 20 лет мы безвозмездно пользовались зданиями, которые принадлежали муниципалитетам. На сегодняшний день возникает вопрос о возвращении этих помещений, где идет непрерывно образовательный процесс.
Кроме того, у вуза возникли трудности с ведением бухучета, пришлось обращаться за разъяснениями в Конституционный суд, в результате чего пришлось платить большой штраф».

Предложение, от которого невозможно отказаться

Остается последняя надежда – на то, что учреждение вправе свободно выбирать новую организационно-правовую форму.
Чиновники Минобрнауки утверждают, что обязательным является только переход в АУ для федеральных университетов, в остальных случаях право выбора сохраняется за учредителем ОУ и его коллективом.
Однако в жизни все немножко не так.
«Вначале разговор шел о том, что высшее учебное заведение, рассмотрев все нюансы, принимает решение по отнесению к тому или иному виду высшего учебного заведения. А потом вдруг мы получаем бумагу, что мы все должны идти в бюджетные», – рассказал президент Государственного технического университета связи и информатики Ваган Шагельдян.
По словам Боровской, ни одно из подведомственных учреждений Минобрнауки пока не проявило инициативы по переходу в казенные, что неудивительно. Не исключено, что нерешительным такое предложение поступит сверху, и отказаться от него будет невозможно.
По статистике Минфина, из 278 тыс. учреждений всей социальной сферы к переходу в бюджетные нового типа готовы около 274 тыс., в АУ – 4,5 тысячи. Но к 2012 году ситуация может измениться: по отчетам главного финансового ведомства, «в ряде регионов боятся нововведений и спешно готовят свои учреждения к преобразованию в казенные, большинство ждут развития событий на федеральном уровне и инструкций сверху; население и муниципальные власти недостаточно информированы и не понимают смысла закона».

Когда финансовые проблемы перерастают в социальные

По мнению специалистов, закон оставляет больше вопросов, чем ответов.
Как повлияет на объем субсидий демографический кризис, грозящий катастрофическим сокращением числа выпускников школ ( к 2020 г. – на 50% меньше по сравнению с текущими показателями)?
Так, по методике Минобрнауки при расчете нормативов для вузов учитывалось соотношение 10 студентов на 1 преподавателя, которое, по словам специалистов, было утверждено 10 лет назад и сегодня снизилось до 8 к 1. Или даже до 4 к 1 в некоторых случаях.
Также эксперты отмечают несогласованность многих положений 83-го ФЗ с новым интегрированным Законом «Об образовании», что может создать ряд трудностей для практиков.
По мнению Балыхина, «если останутся проблемы, о которых говорили еще на стадии рассмотрения законопроекта», то «из финансово-правового закон превратится в социальный».
Несложно прогнозировать, что в нынешних условиях нарастание острых социальных проблем может послужить катализатором политического кризиса.
развития событий на федеральном уровне и инструкций сверху; население и муниципальные власти недостаточно информированы и не понимают смысла закона».

Когда финансовые проблемы перерастают в социальные

По мнению специалистов, закон оставляет больше вопросов, чем ответов.
Как повлияет на объем субсидий демографический кризис, грозящий катастрофическим сокращением числа выпускников школ ( к 2020 г. – на 50% меньше по сравнению с текущими показателями)?
Так, по методике Минобрнауки при расчете нормативов для вузов учитывалось соотношение 10 студентов на 1 преподавателя, которое, по словам специалистов, было утверждено 10 лет назад и сегодня снизилось до 8 к 1. Или даже до 4 к 1 в некоторых случаях.
Также эксперты отмечают несогласованность многих положений 83-го ФЗ с новым интегрированным Законом «Об образовании», что может создать ряд трудностей для практиков.
По мнению Балыхина, «если останутся проблемы, о которых говорили еще на стадии рассмотрения законопроекта», то «из финансово-правового закон превратится в социальный».
Несложно прогнозировать, что в нынешних условиях нарастание острых социальных проблем может послужить катализатором политического кризиса.