О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Специалисты Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА)
разработали образовательный проект «Мир детской культуры в фотографиях
столетия», который позволяет не только стимулировать развитие детей, но
и устанавливать неформальный творческий контакт между родителями и
детьми, учителем и учеником, учителем и родителями. Вкратце алтайский
подход основывается на особых способах работы с семейными фотографиями
(с использованием знаний и приемов из различных областей: педагогики,
этнографии, этнопедагогики, философии, психологии). Как пишет
О.Давыдова в статье «Фотографии
из мира детства как момент работы с семьей» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО
И ПОСЛЕ», № 10 за 2010 год), сотрудники АлтГПА собрали
большую подборку семейных фотографий, где «запечатлено разнообразие
мира детей, принадлежащих к различным историческим эпохам, этическим
культурам, социальным слоям». А затем в Институте психологии и
педагогики АлтГПА открылась постоянно действующая экспозиция «Мир
детской культуры в фотографиях столетия», которая регулярно обновляется.
Кроме того, была разработана и апробирована в школах методика работы с
семейными фотографиями.
Опыт апробации показывает, что семейные фотографии можно с успехом
использовать в самых разных видах педагогической деятельности.
Исследование, проведенное под руководством смоленских социологов
В.Гриценко и Н.Молчановой, показало, что большинство подростков из
семей трудовых мигрантов (семей, в которых один или оба родителя
уезжают из дома на заработки) испытывают неудовлетворенность
межличностными взаимоотношениями. Ребята переживают комплекс негативных
эмоций (раздражение, обида, печаль, скука, напряжение, страх),
связанных с отношениями между ними и родителями, между самими
родителями, а также отношениями с учителями и другими детьми. При этом,
как пишут В.Гриценко и Н.Молчанова в статье «Социально-психологическая
адаптация подростков в условиях трудовой миграции их родителей»
(«ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 4 за 2010 год), наибольшие
трудности подростки из семей трудовых мигрантов испытывают в
рационализации и понимании собственных переживаний (в том числе
источников их возникновения).
По мнению авторов, школа могла бы взять на себя задачу развития у
подростков личностных ресурсов, необходимых для осмысления и принятия
сложной социальной реальности. Но школа, как правило, не ставит
подобные цели. Более того, оценивая степень удовлетворенности
взаимоотношениями с родителями, друзьями, педагогами и представителями
других социальных групп, подростки поставили самые низкие баллы рядом с
графами «отношения с учителями» и «положение в классе». И здесь авторы
акцентируют внимание учителей на следующем: неспособность обрести
желаемый социальный статус в классе в конечном счете приводит к тому,
что ребенок психологически «уходит» из школы.
Название статьи Е.Петровской «Использование
ТРИЗ в обучении детей начальной школы: апробация и перспективы»
(«СИБИРСКИЙ УЧИТЕЛЬ», № 3 за 2010 год) говорит
само за себя. В публикации рассказывается о применении на школьных
занятиях наработок теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), о
тризовской методике составления загадок, лимериков (небольшого
произведения из пяти строк, которое строится по особой схеме), о работе
с противоречиями и использовании так называемых открытых задач (то есть
задач, которые имеют несколько верных ответов).
Особое внимание авторы обращают на то, что методика ТРИЗ позволяет
развивать творческое мышление и воображение, конечно, при условии, что
учитель не просто включает в учебные занятия отдельные приемы, но
организует учебный процесс в соответствии с тризовскими принципами.
Важно учитывать, к примеру, что развитию воображения способствуют
ситуации незавершенности, стимулирование независимости, самостоятельных
действий, позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.