Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.А.Большакова
Ваш ребенок – неформал
М.: Генезис, 2010

Ролевики, готы, металлисты, панки… Люди старшего поколения смотрят на них с удивлением и даже некоторой опаской: как общаться с ними, такими непохожими на нас? И что они хотят сказать окружающим своими причудливыми прическами, пирсингом, экзотическими нарядами и эпатажным поведением? Тем, кто хочет это понять, адресована книжка.
О неформалах пишут не так уж много, и даже эти книги зачастую бывают похожи на этнографические записки Миклухо-Маклая о папуасах – доброжелательно, с интересом, но все равно извне, с высоты своей цивилизованности. Здесь же автор занимает принципиально иную позицию, ибо происходит из самой неформальной среды. И в то же время, будучи журналисткой, может внятно рассказать нам, родителям и педагогам, об особенностях молодежной культуры. Это желание – объяснить и помочь договориться – очень отчетливо сквозит на каждой странице. Даже начинается книжка с двух обращений – к родителям и подросткам.
Любое сближение начинается с понимания. В данном случае – понимания того, что дает подросткам субкультура. Это и социализация, и снятие напряжения, и стимул для творчества. А еще «это не каприз, не назло взрослым… это потребность – как в пище и воде». Автор рассказывает о том, по каким причинам и какими путями приходят подростки в неформальные объединения, почему там остаются. Советует родителям, как помочь ребенку снизить уровень стресса, вместо того чтобы отговаривать его быть неформалом. Анализирует издержки субкультур и возможности их избежать.
И наконец, довольно подробно рассказывает об особенностях самых популярных в молодежной среде направлений. Глава так и называется: «Шпаргалка для родителей: если ваш ребенок…», где про каждую субкультуру коротко и по делу (как в настоящей шпаргалке) нас информируют об образе жизни, атрибутике, мировоззрении представителей каждой из субкультур, не забывая развенчивать самые распространенные мифы.

Л.Г.Гребенщикова
Основы куклотерапии. Галерея кукол
СПб.: Речь, 2007

«Я стала собирать кукол – сначала для работы, потом для души. Коллекция моя все растет, в ней есть интересные экземпляры, которые дают мне новые идеи, – говорит автор, уже в предисловии поясняя истоки своего интереса к куклотерапии, – именно так родилась эта «Галерея», здесь все экспонаты доступны».
В первых главах читатель приобщается к миру кукол. Оказывается, это не просто забавные фигурки. На заре своей истории они выполняли магические функции и были посредниками в ритуалах, «кукла – это символ того таинственного, что скрыто в людях». Возможно, поэтому психологическая работа с куклами стала так популярна. Она может быть интегрирована с психодрамой, игротерапией, арт-терапией. Автор рассуждает об этих направлениях и о самой сути куклотерапии, предлагает присоединиться к размышлениям и читателю, специально оставив для этого свободное место на странице: «На мой взгляд, куклотерапия – это…»
Теперь можно познакомиться с кругом проблем и видами кукол, которые эти проблемы помогают разрешить. Для знакомства лучше выбрать одни виды, для диагностики семейных отношений подойдут другие, для развития коммуникативных навыков – третьи. Этот раздел будет интересен скорее специалистам. А вот о разных типах кукол – тростевых, перчаточных, теневых, ростовых – с удовольствием прочитают многие педагоги и родители. Особенно привлекают внимание рекомендации по изготовлению и краткое описание способов работы с тем или иным видом кукол.
Заключают книжку несколько сценариев для кукольных спектаклей и программа занятий для детей 13–14 лет «Мой герой – знакомый и незнакомый».