В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Что мешает учителю работать в полную силу
Сегодня от учителя чего только не требуют – и обеспечения высоких
баллов ЕГЭ, и освоения компьютерных технологий, и овладения
компетентностным подходом, и воспитания патриотизма…
Все эти задачи педагогам приходится решать в условиях непрерывных
модернизационных изменений. И понятно, что в таких обстоятельствах у
учителей возникает множество профессиональных и психологических
проблем, которые требуют особого внимания, в том числе со стороны
органов управления образованием. Но почему-то управленцы редко
проявляют интерес к этим трудностям и стремление смягчить ситуацию.
Мы представляем результаты одного из немногих исследований,
где учителям был задан вопрос: что мешает вашей профессиональной
самореализации? Исследование провели сотрудники социологической
лаборатории Красноярского педагогического колледжа в школах
Красноярского края. А чтобы сопоставить точку зрения красноярских
педагогов с позицией учителей других регионов, мы проанализировали
содержание анкет участников Сети творческих учителей www.it-n.ru/
(ITN). При регистрации на этом портале участники заполняют определенные
графы, в том числе и графу «основные проблемы, с которыми
я сталкиваюсь в работе».
Требования растут, средства...
Что же называют учителя в качестве факторов, препятствующих их
профессиональной самореализации? Чаще всего – недостаток
времени, которое съедает чрезмерная нагрузка (как учебная, так и
внеучебная).
Проблему дефицита времени отметили 30% учителей города Красноярска,
33,1% педагогов из малых городов и 24,3% сельских учителей. Респонденты
связывают ее с большой недельной учебной нагрузкой, которую приходится
брать по причине низкой зарплаты. А еще – с необходимостью выполнять
«непрофильные» поручения администрации школы и других инстанций: «Такое
ощущение, что мы выполняем работу каких-то служб дополнительных: и
социальной, и медицинской…» (сельский район).
Второй по частоте упоминаний негативный фактор – большой объем бумажной
работы, отвлекающей от основной деятельности. 25,6% педагогов школ
Красноярска и 23% учителей сельских школ указали на перегрузку
документацией и значительно возросшее количество различного рода
отчетности.
В ходе опроса учителя нередко указывали на слабость
материально-технической базы школы. При этом учителя краевого центра,
как правило, акцентировали внимание на неполном компьютерном оснащении
учебных кабинетов, недостаточном количестве интерактивных досок, на
работе школы в две смены, а их коллеги из села – на отсутствии
элементарных средств обучения: глобусов, чертежных инструментов и
других.
И чтобы все «зоны» были!
Примечательно, что, по мнению многих педагогов,
профессиональной
самореализации мешает низкая учебная мотивация детей, их умственная
пассивность. Учителя обеспокоены возрастающим количеством учащихся с
задержкой психического развития и общим низким уровнем развития
учеников, особенно в школах на окраине, «нестатусных», что не позволяет
реализовать образовательные проекты.
Озабоченность у педагогов вызывает и большое количество
детей-мигрантов, плохо владеющих (а часто совсем не владеющих) русским
языком, увеличившееся число ребят, родители которых не уделяют должного
внимания их воспитанию. Эти проблемы чаще отмечали учителя Красноярска
(11,6%).
Сельские педагоги чаще высказывают сожаление по поводу недостатка
профессиональных знаний, навыков и опыта работы (20,5%). Они ощущают
дефицит, связанный с непониманием современных тенденций в образовании,
отсутствием необходимой квалификации, опыта проектной деятельности.
Сельские учителя старшего возраста часто говорили о неумении
пользоваться ресурсами сети Интернет и неготовности применять
информационно-коммуникативные технологии.
Еще одна проблема – взаимодействие с родителями учеников. Наиболее
остро она проявляется в краевом центре: 8 процентов учителей
Красноярска признали, что им не удается найти взаимопонимание с
родителями и это негативно сказывается на их профессиональной
деятельности.
Особо отмечалась проблема переполненности классов: «Работать в
условиях, когда 30 человек в первом классе, – это сегодня практически
неразрешимая задача! От нас требуют, чтобы «физкультурная зона» была,
чтобы «зеленая зона» была, чтобы «игровая зона» была, поставить 15
парт, 30 человек усадить, а как это сделать? Это нереально! На парты
выкладываются огромная кипа книг, карандаши, ручки! Ребята проходят
между столами – им мало места, могут удариться. И я должна в классе
проследить за ребятишками, чтобы никто не лез на лестницу, и в коридоре
тоже должна следить, где они бегают, прыгают, играют. И вот просто
разрываешься между детьми… Дали 20 детей – пускай они 20 и будут, за
этими еще как-то можно уследить, а 30 – это тяжело» (малый город).
«Нас превращают в "отчетчиков"»
А как видятся факторы, снижающие результативность
профессиональной
деятельности, учителям других регионов? Вот что показал анализ 120
анкет педагогов, зарегистрировавшихся на портале «Сеть творческих
учителей» (ITN). В большинстве высказываний участников ITN проявились
те же проблемы, что и в исследовании социологической лаборатории
Красноярского педагогического колледжа. Правда, здесь на первое место
по частоте упоминаний вышла проблема «лишних и бессмысленных бумаг,
которые отнимают уйму времени». Негативные эмоции по этому поводу
выразили 32,5% учителей: «Бесконечные отчеты, планы, программы,
диагностики – сегодня именно по их наличию оценивается работа педагога»
(Тамбов). «Нас превращают в писак, вернее, отчетчиков. А где же работа
глаза в глаза?..» (Краснодарский край).
На дефицит времени в связи с необходимостью брать дополнительную
учебную нагрузку, сокращением часов на отдельные предметы и другими
причинами посетовали 15% респондентов. Неудовлетворение по поводу
скудной материально-технической базы школы высказали 13,3% участников
сети. Как правило, речь идет о недостаточном количестве компьютеров,
интерактивных досок, низкой скорости интернета, дефиците наглядных
пособий и раздаточных материалов.
Ох, и тяжелы коллеги на подъем!
Показательно, что, как и в красноярском исследовании, многие
учителя к
наиболее проблемным факторам относят: низкую учебную мотивацию,
недисциплинированное поведение учеников (9,1%) и отсутствие
взаимопонимания с родителями (8,3%): «Воспитание детей сегодня
оставляет желать лучшего. Нет стремления к знаниям. Родители хотят в
учителе видеть прислугу» (Алтайский край). «Самая страшная проблема –
безразличие родителей учеников» (Свердловская область).
Но есть и отличие от данных красноярских социологов. Довольно
значительная часть педагогов (8,3%) видят серьезную проблему в
инертности коллег и администрации. Участники Сети творческих учителей с
грустью отмечают «нежелание коллег что-то менять в своей работе»
(г. Воскресенск, Московская область), «нежелание внедрять
новые методы работы» (г. Еманжелинск, Челябинская область),
«раздражение коллег при “фонтанировании идей”» (Иркутск).