Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Витковский Анатолий

Что мешает учителю работать в полную силу

Взгляд изнутри профессии

Сегодня от учителя чего только не требуют – и обеспечения высоких баллов ЕГЭ, и освоения компьютерных технологий, и овладения компетентностным подходом, и воспитания патриотизма…
Все эти задачи педагогам приходится решать в условиях непрерывных модернизационных изменений. И понятно, что в таких обстоятельствах у учителей возникает множество профессиональных и психологических проблем, которые требуют особого внимания, в том числе со стороны органов управления образованием. Но почему-то управленцы редко проявляют интерес к этим трудностям и стремление смягчить ситуацию.
Мы представляем результаты одного из немногих исследований,
где учителям был задан вопрос: что мешает вашей профессиональной самореализации? Исследование провели сотрудники социологической лаборатории Красноярского педагогического колледжа в школах Красноярского края. А чтобы сопоставить точку зрения красноярских педагогов с позицией учителей других регионов, мы проанализировали содержание анкет участников Сети творческих учителей www.it-n.ru/ (ITN). При регистрации на этом портале участники заполняют определенные графы, в том числе и графу «основные проблемы, с которыми
я сталкиваюсь в работе». 

Требования растут, средства...

Что же называют учителя в качестве факторов, препятствующих их профессиональной самореализации? Чаще всего – недостаток времени, которое съедает чрезмерная нагрузка (как учебная, так и внеучебная).
Проблему дефицита времени отметили 30% учителей города Красноярска, 33,1% педагогов из малых городов и 24,3% сельских учителей. Респонденты связывают ее с большой недельной учебной нагрузкой, которую приходится брать по причине низкой зарплаты. А еще – с необходимостью выполнять «непрофильные» поручения администрации школы и других инстанций: «Такое ощущение, что мы выполняем работу каких-то служб дополнительных: и социальной, и медицинской…» (сельский район).
Второй по частоте упоминаний негативный фактор – большой объем бумажной работы, отвлекающей от основной деятельности. 25,6% педагогов школ Красноярска и 23% учителей сельских школ указали на перегрузку документацией и значительно возросшее количество различного рода отчетности.
В ходе опроса учителя нередко указывали на слабость материально-технической базы школы. При этом учителя краевого центра, как правило, акцентировали внимание на неполном компьютерном оснащении учебных кабинетов, недостаточном количестве интерактивных досок, на работе школы в две смены, а их коллеги из села – на отсутствии элементарных средств обучения: глобусов, чертежных инструментов и других.

И чтобы все «зоны» были!

Примечательно, что, по мнению многих педагогов, профессиональной самореализации мешает низкая учебная мотивация детей, их умственная пассивность. Учителя обеспокоены возрастающим количеством учащихся с задержкой психического развития и общим низким уровнем развития учеников, особенно в школах на окраине, «нестатусных», что не позволяет реализовать образовательные проекты.
Озабоченность у педагогов вызывает и большое количество детей-мигрантов, плохо владеющих (а часто совсем не владеющих) русским языком, увеличившееся число ребят, родители которых не уделяют должного внимания их воспитанию. Эти проблемы чаще отмечали учителя Красноярска (11,6%).
Сельские педагоги чаще высказывают сожаление по поводу недостатка профессиональных знаний, навыков и опыта работы (20,5%). Они ощущают дефицит, связанный с непониманием современных тенденций в образовании, отсутствием необходимой квалификации, опыта проектной деятельности. Сельские учителя старшего возраста часто говорили о неумении пользоваться ресурсами сети Интернет и неготовности применять информационно-коммуникативные технологии.
Еще одна проблема – взаимодействие с родителями учеников. Наиболее остро она проявляется в краевом центре: 8 процентов учителей Красноярска признали, что им не удается найти взаимопонимание с родителями и это негативно сказывается на их профессиональной деятельности.
Особо отмечалась проблема переполненности классов: «Работать в условиях, когда 30 человек в первом классе, – это сегодня практически неразрешимая задача! От нас требуют, чтобы «физкультурная зона» была, чтобы «зеленая зона» была, чтобы «игровая зона» была, поставить 15 парт, 30 человек усадить, а как это сделать? Это нереально! На парты выкладываются огромная кипа книг, карандаши, ручки! Ребята проходят между столами – им мало места, могут удариться. И я должна в классе проследить за ребятишками, чтобы никто не лез на лестницу, и в коридоре тоже должна следить, где они бегают, прыгают, играют. И вот просто разрываешься между детьми… Дали 20 детей – пускай они 20 и будут, за этими еще как-то можно уследить, а 30 – это тяжело» (малый город).

«Нас превращают в "отчетчиков"»

А как видятся факторы, снижающие результативность профессиональной деятельности, учителям других регионов? Вот что показал анализ 120 анкет педагогов, зарегистрировавшихся на портале «Сеть творческих учителей» (ITN). В большинстве высказываний участников ITN проявились те же проблемы, что и в исследовании социологической лаборатории Красноярского педагогического колледжа. Правда, здесь на первое место по частоте упоминаний вышла проблема «лишних и бессмысленных бумаг, которые отнимают уйму времени». Негативные эмоции по этому поводу выразили 32,5% учителей: «Бесконечные отчеты, планы, программы, диагностики – сегодня именно по их наличию оценивается работа педагога» (Тамбов). «Нас превращают в писак, вернее, отчетчиков. А где же работа глаза в глаза?..» (Краснодарский край).
На дефицит времени в связи с необходимостью брать дополнительную учебную нагрузку, сокращением часов на отдельные предметы и другими причинами посетовали 15% респондентов. Неудовлетворение по поводу скудной материально-технической базы школы высказали 13,3% участников сети. Как правило, речь идет о недостаточном количестве компьютеров, интерактивных досок, низкой скорости интернета, дефиците наглядных пособий и раздаточных материалов.

Ох, и тяжелы коллеги на подъем!

Показательно, что, как и в красноярском исследовании, многие учителя к наиболее проблемным факторам относят: низкую учебную мотивацию, недисциплинированное поведение учеников (9,1%) и отсутствие взаимопонимания с родителями (8,3%): «Воспитание детей сегодня оставляет желать лучшего. Нет стремления к знаниям. Родители хотят в учителе видеть прислугу» (Алтайский край). «Самая страшная проблема – безразличие родителей учеников» (Свердловская область).
Но есть и отличие от данных красноярских социологов. Довольно значительная часть педагогов (8,3%) видят серьезную проблему в инертности коллег и администрации. Участники Сети творческих учителей с грустью отмечают «нежелание коллег что-то менять в своей работе» (г. Воскресенск, Московская область), «нежелание внедрять новые методы работы» (г. Еманжелинск, Челябинская область), «раздражение коллег при “фонтанировании идей”» (Иркутск).