Выявить основное, запомнить и применить
Дефициты обучения чтению, которые обнаружены экспертами PISA-2009
Несмотря на то, что наша вершина достижений в PISA всего лишь
на втором, пороговом уровне из шести, участие в исследовании для нас
важно: мы вписываемся в мировое пространство культуры измерений и так
получаем шанс избежать самодовольства, чванства и заметания мусора под
ковер.В частности, PISA-2009 оценивала читательскую грамотность
15-летних детей, их умение работать с текстом. Это было основное
направление исследования.
Способность понимать
В России ведущим является второй уровень читательской
грамотности, в странах ОЭСР, в нашей референтной группе, – третий.
Второй уровень – это готовность обслуживать самые элементарные
житейские ситуации: общественные, деловые, учебные – с минимальной
опорой на письменное сообщение. Это уровень, который не дает
возможности предсказать высокую успешность молодых людей в разных
жизненных ситуациях, потому что всюду требуется опора на текст. Более
того: именно характеристики чтения, по мнению исследователей,
предсказывают экономический рост страны. Так что по идее формирование
читательской грамотности – первая задача государства.
Может быть, в школе нужно проводить уроки понимания? Занятия по
мнемотехнике? Увы, лобовые решения неэффективны. Это опять «сделать
вид, что поработали». Сама суть учения – книга, общение с письменным
текстом. И каждый учитель на каждом уроке обязан вести специальную
целенаправленную работу по развитию читательских стратегий.
Практическое отступление
Читательская грамотность – что это за способность? Она
врожденная? Нет, ее следует поддерживать средствами образования.
Читательские умения – какие? Два основных: опора на текст и
опора на собственный опыт. Это значит, понять не только что написано,
но и что мне сказано, то есть вступить в диалог. Самая глубинная
сторона читательской работы – диалог, способность найти свой
доступ к тексту. В целом же процесс выглядит так: понять написанное –
извлечь информацию, ее интерпретировать и интегрировать.
Но именно целостность исчезает из обучения работе с книгой. Даже по
новым учебникам: откройте параграф сорок восемь; ответьте на вопрос
два; найдите ответ в учебнике по ключевому слову; выберите фрагменты,
касающиеся… все это можно выполнить, ничего не понимая. Не понимая –
значит, не включаясь. Рефлексивная группа способностей – интерпретация
(перевод на свой язык), интеграция (соединение с прежним
пониманием) – не развивается. В результате читают и не
понимают, как следствие – не любят читать.
Любопытный пример: исследователь (уже наш) попросила группу учителей
составить свои вопросы к непрограммному тексту для работы с детьми. И
90% из них воспроизвели именно этот опыт: найдите отрывок по ключевому
слову, зачитайте фрагмент для ответа на вопрос, отметьте… назовите. То
есть они даже не предполагают самой возможности жизни в тексте, за
текстом, после текста. Но в том-то и дело, что понимание без
рефлексивной деятельности попросту невозможно.
Ванька дома – Маньки нет, Манька дома – Ваньки нет
Это образная характеристика способа, которым принято решать
проблемы у нас: направить усилия на что-то одно – конкретное, а об
остальном забыть. Сказали, например, что дети затрудняются находить
главную мысль в тексте, – всё, уроки уходят на то, чтобы отработать
этот навык. Отработали, находят, результат по этому параметру на 18%
лучше – а по параметру «осмыслить и оценить» – на 14% хуже прежнего. На
PISA-2006, например, выяснилось, что дети не умеют читать графики и
диаграммы – стали учить, да так рьяно, что на PISA-2009 дети уже не
могут читать сплошные тексты.
Учим в режиме ремонта, исправляем недостатки, латаем дыры – почему так?
Потому что так легче: никто не поднимает головы и следует указаниям
свыше. Сказали – делаем.
Экспертиза PISA-2009 научно доказала, что главный фактор эффективности
образования – автономность и открытость. Это срабатывает в 100%
стран-лидеров. Учитель свободно, сам и только сам, разрабатывает свою
рабочую программу и публично представляет ее. Ученик не «рядом сидит»,
а реализует свои планы в индивидуальных проектах и тоже их
представляет. Лидер в чтении Республика Корея, по мнению экспертов,
достигла высот за счет многообразия учебных программ, в том числе
специальных. Второй ресурс образования стран-лидеров – поощрение
траекторий индивидуального развития. Хотя учебные классы у них в четыре
раза больше, чем у нас.
Парадокс в том, что и наши законы не препятствуют такому ходу дел – «Но
ты поди попробуй!». Это что – менталитет? Или лень и
нелюбопытность?
Читатели и читательницы
Детей-участников PISA опрашивали: что они читают и читают ли
для удовольствия (очень продуктивный показатель), сколько, как, в какое
время. Потом делали заключение для каждой страны. Для нашей такое: если
бы у мальчиков был такой же интерес к чтению, как у девочек, результаты
страны увеличились бы как минимум на 20 баллов. Потому что кто не
читает – не умеет вычитывать информацию, применять, преобразовывать, –
тот менее успешен в учебе.
Наши специалисты-психологи уверены, что проблема нечтения мальчиков
кроется именно в постановке занятий по развитию речи в детском саду. В
группах нет детских книг, занятия ведутся формально, нудно. Это
наблюдение скорее верное, потому что опыт образования Финляндии, а она
опять в лидерах по читательской грамотности, говорит о том же: в этой
стране дошкольное образование – священная корова. В него вкладываются,
им занимаются, за ним тщательно следят – не говоря о том, что создается
множество сопутствующих программ для поддержки развития дошкольников в
семье. Например, свежий проект «Домашняя книга»: в семью отдают (!!!)
красочную интересную книгу и памятку для родителей, что можно делать с
ней и с ребенком по поводу этой книги. Или такой проект: каждый студент
педвуза должен расположить в библиотеке или в школе свою маленькую
оригинальную экспозицию детской книги. Кто видел – тот в восхищении. И
по статистике: значимых различий между результатами мальчиков и девочек
у финских детей нет.
Так что еще раз о цели: высокий уровень читательской грамотности по
международным стандартам – способность понимать и использовать
письменные тексты для самообразования, расширения своих знаний и
возможностей, участия в социальной жизни. Чтение – для развития умения
учиться. Это основная задача человека в современном мире.