ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
Поощрение лучших превращается в наградной бизнес
Когда отчет о работе важнее самой работы, профессиональная этика начинает разрушаться
После того как заработная плата учителя была поставлена
в зависимость от документального подтверждения тех или иных заслуг, в школах началась настоящая гонка за грамотами, дипломами и прочими документами. Рано или поздно должно было последовать продолжение – все эти важные вещи, а особенно звания
и награды, можно купить. Причем открыто, честно и официально.
История из блога журналистки
«Вообще это было редакционное задание – разобраться в ситуации.
Дело в том, что несколько городских и сельских школ нашего района вошло
в некий полукоммерческий рейтинг. Войти в него просто – достаточно
рекомендации от местных чиновников, а вот получить подтверждение того,
что ты в нем состоишь, можно только за деньги. Составлен рейтинг-реестр
частной фирмой. Организация, занимающаяся наградным бизнесом, разослала
предложения о награждении лучших в образовании. Не могу сказать,
сколько школ откликнулось, но громко заявила о полученных наградах
только одна.
Компания, раздающая ордена и медали, не имеет ни малейшего отношения к
Министерству образования и науки РФ, а потому легко идет на контакт и
не изводит партнеров участием в отборах и конкурсах. Я туда дозвонилась
и записала разговор с сотрудницей проекта. Она мне подробно и участливо
объяснила, что нужно сделать, чтобы получить награду: 1) заполнить
наградной лист, не забыв о графе об организации-плательщике; 2)
оплатить счет; 3) приехать в Москву к указанной дате.
Кроме того, организация предлагает целый комплект, специально
разработанный для школ. Туда входят ордена и медали для школы,
директора и трех рекомендованных руководством школы учителей. «В
соответствии с российской и международной наградной практикой Кавалеры,
при пожаловании орденов, вносят обязательный компенсационный взнос...»
В общем, как просто объяснила девушка по телефону: «Комплект из легких
сплавов стоит 30 тысяч рублей, из драгоценных металлов – 65». Отдельно
она отметила, что отборов и конкурсов проходить не надо: достаточно
оплатить счет – «и мы вам пришлем приглашение в Москву в
«Президент-отель» на награждение». Я спросила, по какому принципу
выбирают самых достойных в коллективе. «Ну, вы же недостойных
награждать не будете!» – ответила девушка.
Отдельно отмечу – организация награждает всех: и строителей, и врачей,
и сотрудников ЖКХ. Не сочтите за рекламу.
Кстати, о достойных. Сейчас размер заработной платы учителя зависит от
толщины портфолио, а та, в свою очередь, – и от благорасположенности
директора.
В нашем случае главная школьная начальница представила к награде не
только себя, но в том числе и собственную дочь. Бесспорно, медаль «за
вклад в науку и образование» украсит список ее достижений. Об этом я
рассказала в телерепортаже. После рассказа о деятельности организации
был показан отрывок из интервью, где директор рассказывала о высокой
конкуренции между школами и о самом событии награждения. Не упоминая,
впрочем, о стоимости. После эфира директор звонила, обвиняла редакцию в
клевете, обвиняла меня в предвзятости. Потом написала на меня заявление
в милицию. Милиция, однако, состава преступления не нашла, потому что
нет его там. Как нет клеветы и неправды.
Я об этом пишу, потому что много думала над этим. И пока делала
репортаж, и после его выхода, и на беседе с участковым, и пока ждала
решения по заявлению, я постоянно возвращалась к понятиям достоинства и
репутации. В современном мире они часто смещаются, деформируются или
вовсе стираются. Мы привыкаем к тому, что очень многое можно купить и
за очень многое нужно платить. А в итоге перестаем чувствовать грань
между тем, что просто продается, и тем, что дороже денег. Наверное, эта
грань стала слишком тонкой».
Когда нужно собирать папку в 200 страниц...
Самое печальное, что именно этого и стоило ожидать. С того самого
момента, как аббревиатура НСОТ стала привычной. Теперь она уже и не
новая, эта оплата труда, букву «Н» можно убирать. Теперь она просто
Система, и это в ней главное. История, которую тележурналистка Олеся
Вострикова рассказала в своем блоге, ничего нового не сообщает. Этих
«организаций», фирм и фирмочек и прочих контор «Рога и копыта»,
торгующих рейтингами, званиями и медалями, сейчас пруд пруди. В папке
со спамом любого почтовика обязательно найдется предложение войти в
золотой список лучших людей области (страны, мира), стать героем статьи
какой-нибудь новой, но о-очень солидной энциклопедии. Всего лишь за
небольшое (с точки зрения конторы) пожертвование. Мой знакомый, по
профессии философ, однажды получил красивое письмо на английском языке.
Его извещали, что он – один из 500 великих мыслителей всех
времен и народов, вписанных в некую суперкнигу. Компания и впрямь была
впечатляющая – его имя было записано золотыми буквами рядом с именами
Сократа, Ницше и Спинозы. Осталась лишь самая малость – перечислить
какие-то 500 долларов на некий счет. Или даже не 500, а 499.99. Из-за
него – такая досада! – выход книги задерживался. Ницше и Спиноза с
Сократом, видимо, уже давно заплатили.
Впрочем, иногда все бывает совсем бескорыстно. Я вот знаю одного
академика, который сам себе учредил академию. В ней состоят еще два
человека – его жена и дочь. Причем должность жены почему-то называется
«статс-секретарь академии».
Так что можно бы посмеяться и на том закончить. Но то, что происходит в
современной школе, вовсе не смешно. Потому что человеческие последствия
происходящего уже смело можно назвать катастрофическими.
Полтора года назад, занявшись темой НСОТ и формализации школы, я все
как-то больше разговаривала с недовольными и несогласными. Их было
много. Они охотно шли на контакт и делились своими тревогами и
отчаянием. Прочитав в блоге Олеси историю с купленными наградами, я
позвонила нескольким прежним собеседникам, чтобы поделиться. Оказалось,
двое из них уже не работают в школе.
«Больше сил не было. Когда для подтверждения квалификации понадобилось
собирать папку в 200 страниц со всякими бессмысленными бумажками, меня
прорвало. Раньше, конечно, тоже было забавно, когда мы с коллегами,
вузовские преподаватели, кандидаты наук, работающие в школе, приезжали
в Институт усовершенствования и там смущенные девочки, вчерашние
студентки, предлагали нам пройти тесты или спланировать урок. Но даже в
этом все равно было что-то живое, какой-то обмен опытом. А сегодня эта
дама из роно смотрит на меня пустыми глазами и говорит: я вам уже в
который раз объясняю, от вас нам нужно только ваше портфолио. – Так
может быть, лучше на урок придете? – Будете участвовать в конкурсе
«Учитель года» – тогда и покажете ваши уроки, а сейчас вы нам не
нужны… – Вот я и ушла, потому что не нужна. Работать все равно
невозможно. Вместо нормального общения с детьми осталось одно
оформление бумаг и натаскивание к ЕГЭ. В университете, со студентами,
хотя бы чувствуешь себя живой».
По второму телефону ответила мама. Дочь уехала в другой город, едва
доработала учебный год. Было очень тяжело, урезали зарплату, постоянно
требовали какие-то грамоты, рейтинги. Сейчас все хорошо. Работает. Нет,
не в школе – что-то связанное с рекламой.
В общем, несогласные постепенно куда-то деваются. На авансцену выходят
согласные и довольные. Те, кого устраивает существующее положение дел,
когда на первом месте не дети, не работа, а красиво и внушительно
оформленный отчет.
Перекореженная этика
Как-то недавно мне случилось присутствовать на профориентационном
мероприятии в педагогическом вузе. В гости к будущим учителям
пригласили учителей-«стотысячников», то есть тех, кто получил в свое
время президентские гранты. Гости выступали, произносили высокие и
правильные слова. Студенты хлопали. На волне всеобщего воодушевления
одна учительница сказала, обращаясь к молодежи: «Я всю жизнь шла к
этому гранту…» Видимо, чтобы молодежь точно знала, к чему следует
стремиться.
Вечером я рассказала об этом своей знакомой – человеку с полувековым
педагогическим стажем. «Вот странно, – озадачилась она. – А я всю жизнь
шла-шла к тому, чтобы по-настоящему получалось учить детей, на каждом
уроке, в каждом классе, и не уверена, что дошла…»
Время диктует моду на постоянную уверенность в себе. Мастерство
учителя, успех урока, озарения и прозрения – материи тонкие и
неуловимые. В папку не подошьешь. Куда больше уверенности придают
грамоты и дипломы.
Сегодня вряд ли удастся заманить учителя на конференцию или семинар,
если там нет документального подтверждения участия. Зато если обещаны
бумажки в красивой рамочке, желающие валят валом. Иногда люди
соглашаются вообще не присутствовать на мероприятии, чтобы не создавать
дополнительных трудностей. Главное – чтобы выдали документ. И выдают. С
печатями и гербами, с золотым тиснением. Повесить на стену, а
ксерокопию – в портфолио.
Судя по массовому энтузиазму, очень многие поверили в то, что именно
так и надо. Что так – хорошо. Иначе та директор школы не обиделась бы
на телекомпанию и журналистку и не стала бы просить защиты у
участкового, как будто речь идет о мелком хулиганстве. Она не
чувствовала бы такой уверенности в своей правоте. В нормальной системе
ценностей жулик прекрасно осознает, как называются его действия. Но
здесь-то перед нами перекореженная этика.
Серьезный этический сбой в сознании уже произошел. Если награда,
материальное или документальное подтверждение заслуг оказываются важнее
и значительнее самой заслуги, значит, мы имеем дело с совсем другими
«что такое хорошо и что такое плохо».
В этой системе награда – результат правильного заполнения наградного
листа и своевременного поступления денег на счет. А еще – «правильных»
родственных связей и «правильных» отношений с начальством. Вообще кто
сказал, что это плохо? Покажите ту точку отсчета, откуда начинаются
«плюс» и «минус».
С точкой отсчета сложнее всего. И с каждым днем становится все сложнее.
Ее, эту точку, как будто уносит от нас со скоростью света. И тогда
выясняется, что все относительно.
В конце концов, кто поручится, что официальные награды раздаются всегда
справедливо? Что любое высшее жюри, которое выбирает лучших, всегда
неподкупно? Да никто не поручится. Кроме того, если продаются бланки
почетных грамот на всякий вкус и цвет, почему награды и звания также не
могут продаваться? И если существует наградной бизнес – одно
название чего стоит! – значит, есть и спрос. Тем более, тут даже не
взятку дали – заплатили открыто, честно и официально.
Поэтому здесь занятно еще другое: сами-то люди, получившие такие
награды, всерьез думают, что получили их справедливо? Впрочем, вопрос
риторический. Конечно, думают. Им уже объяснили, что, кроме наград и
наградных свидетельств, от них ничего не нужно. И сами они не нужны.
А еще эта бюрократическая трагикомедия разыгрывается на глазах у детей,
которые в такой системе и подавно не нужны. Лучше бы уж награждали
строителей и сотрудников ЖКХ. Особенно сотрудников ЖКХ…