Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

В последнее время мы наблюдаем печальную тенденцию ухудшения психического здоровья детей и подростков. За годы обучения в школе, как пишет Елена Кустабаева в статье «Проблемы школьной психогигиены» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 5 за 2010 год), число нервно-психических расстройств возрастает в два раза. Чаще всего психическое неблагополучие проявляется в виде детских неврозов, аффективного поведения, ослабления самоконтроля, крайней акцентуации характера. Специалистов, которые могли бы работать с такими психическими нарушениями, в нашей стране мало. И если в школе нет хорошей психологической службы, то помочь ученику преодолеть подобные проблемы может только педагог. Но для этого учителю необходимо знать основы психогигиены и понимать причины, которые обуславливают тяжелое эмоциональное состояние ребенка.

В статье рассматриваются эти причины, в том числе так называемые дидактогенные травмы, то есть травмы, нанесенные ребенку в процес­се обучения. Например, одним из травмирующих факторов нередко становится оценочная деятельность педагога, особенно если при этом проявляется пренебрежительное отношение к личности ребенка. Подобное «оценивание» ведет к снижению самооценки. А низкая самооценка в свою очередь вызывает глубокий внутренний дискомфорт, который блокирует дальнейшее развитие ребенка.

Особо автор подчеркивает то обстоятельство, что «хроническая» неуспешность снижает волевой импульс к самореали­зации, а методики, направленные на то, чтобы каждый ребенок испытал вкус победы, – одно из самых сильных средств профилактики неврозов у детей.

Общеизвестно, что результаты участия российских школьников в международной программе PISA оказались далеко не выдающимися. А что собой представляют задания PISA и как должно быть организовано обучение, которое готовило бы ребят к выполнению подобных заданий? Об этом сегодня знают очень немногие учителя. Между тем в некоторых региональных центрах повышения квалификации уже появились учебные курсы, где педагоги учатся включать аналогичные «пизовским» задания в образовательный процесс. Как считает преподаватель кировского ИПКиПРО Юрий Слобожанинов, в таком обучении заинтересованы директора и завучи, понимающие, что программа PISA нацелена на распространение и развитие компетентностного подхода, «за которым будущее». В статье «Четыре этапа евроPISAции урока» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 5 за 2010 год) Юрий Слобожанинов представляет опыт проведения своего авторского курса, рассказывает о том, какие проблемы возникают у педагогов на первых этапах освоения компетентностно-ориентированной модели обучения. Затруднения, по наблюдениям Слобожанинова, вызывает работа с заданиями, в которых содержится избыточная информация либо, наоборот, отсутствуют некоторые сведения, необходимые для решения. А также работа с «задачами на позиционирование», где излагаются альтернативные точки зрения на решение и предлагается выбрать тот подход, который «вам ближе». Но может быть, самая большая проблема в том, что значительная часть учителей не видят смысла в тех «непрерывных изменениях, которые происходят в образовании».

Публикация Рустама Курбатова «Из дневника директора частной школы» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 9 за 2010 год) посвящена проблематике выстраивания организационной культуры образовательного учреждения. Поскольку Рустам Иванович – директор частной авторской школы, то и взгляд на многие оргвопросы у него «авторский», нешаблонный. Например, самый простой и эффективный способ ведения собрания (совещания, планерки), по мнению Курбатова, заключается в том, чтобы сделать основными два вопроса: что получается и что не получается. «Первый вопрос: что удалось сделать, что порадовало, в чем почувствовал себя победителем. Говорим по очереди. Хвалим себя не стесняясь. Что стесняться – ведь каждый будет себя хвалить, таков закон жанра. Какой позитивный заряд! Какое удовольствие! Сколько приятных слов в свой адрес! Второй вопрос: что огорчило, что не вышло, что провалилось... Каждый говорит о своих провалах и проколах. Кстати, я как директор тоже имею право голоса».

Рустам Курбатов убежден, что всем школьным работникам очень важно научиться двум вещам: себя хвалить и себя критиковать. Из этих умений и созревают совместные решения. «Вместе думаем, что и как делать. Никто не обижается (а на кого?). Уходишь с такого собрания со свежей мыслью, с уверенностью, что завтра все получится…»