Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как повысить эффективность системы школьного образования? Этой проблеме посвящена статья Майкла Барбера и Моны Муршед «Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2010 г.).
Авторы акцентируют внимание на чрезвычайной сложности задачи развития систем образования в современном мире, где происходят быстрые социальные, экономические и технологические изменения. В таких условиях трудно понять, какие знания и навыки понадобятся человеку через 15–20 лет. Сегодня ответ на этот вопрос во многих странах ищут ведущие эксперты в области управления образованием. Обсуждался он и на состоявшемся недавно «круглом столе» с участием руководителей школьных систем Сингапура, Гонконга, Китая, США и других государств. И примечательно – при всем различии подходов, участники обсуждения оказались едины в том, что хорошее образование должно включать в себя развитие мышления, а также воспитание этических качеств.
Во всех странах, где повышению эффективности системы образования придается большое значение, на первый план выходит проблема улучшения качества преподавания.
Некоторые страны вводят все более строгие критерии оценки кандидатов на позицию учителя и одновременно работают над усилением привлекательности профессии для будущих кандидатов. В Китае, например, эта задача решается введением компенсаций, соизмеримых с компенсациями государственных служащих, и оплаты труда в зависимости от результатов работы.
Правда, одно из следствий жесткого отбора – сокращение числа новых учителей. Поэтому в Сингапуре, например, привлекают профессионалов из других областей.
Для удержания в школах хороших учителей практикуются различные способы поддержки. Во-первых, это повышение качества управления школой. Во-вторых, предоставление возможностей для профессионального развития. Например, в Швеции каждый учитель один раз в профессиональной карьере может вернуться в университет на шесть месяцев или на год.

Сотрудники кафедры андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования провели исследование качества образования школ города. В частности, в ходе исследования оценивалась функциональная грамотность выпускников: способность адаптироваться к социальной среде и быть успешным в различных сферах деятельности. Результаты представлены в статье М.Матюшкиной «Социально-педагогические показатели качества школьного образования» («СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», № 9 за 2010 год).
Что же показало исследование? Выпускники школ Санкт-Петербурга уверены, что в достаточной мере овладели компьютерной грамотностью, обладают способностями, необходимыми для самообразования, взаимодействия с другими людьми и решения бытовых проблем. Гораздо ниже ребята оценивают собственную языковую, правовую, экологическую компетентность, умение заботиться о своем здоровье и способность владеть собой в трудных ситуациях.
Если же говорить об общих тенденциях, то картина очень противоречивая. Как пишет Матюшкина, «с 2003 по 2007 г. мы наблюдали снижение у выпускников всех компонентов функциональной грамотности, кроме компьютерной грамотности». Этот процесс связан с тем, что за последние годы «непрерывно снижался интерес учеников к школьным занятиям; нарастали трудности во взаимоотношениях с учителями, а учебная нагрузка не снижалась». Но с другой стороны, за то же время повысилась уверенность выпускников в том, что они готовы к взрослой жизни. В том числе к деловому сотрудничеству с другими людьми (с 32% считавших себя хорошо подготовленными в 1993 году до 62% в 2009 году); к необходимости зарабатывать на жизнь (с 40% до 61%); к дальнейшему самообразованию (с 44% до 58%).
Автор подчеркивает, что «противоречие между ростом уверенности в своей готовности к взрослой жизни и снижением уровня функциональной грамотности – одна из характерных особенностей «портрета» современного выпускника». И «если функциональная грамотность отражает объективные, по сути, умения, то готовность к решению жизненных задач скорее отражает представления выпускника о своей будущей успешности». Примечательно, что оценка собственной готовности к вступлению во взрослую жизнь положительно коррелирует и с общей самооценкой молодых людей, с уверенностью в успехе. Учителя отмечают, что современные школьники не боятся высказываться на различные темы, не боятся ошибиться, высказать мнение, отличное от общепринятого.