ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Марина Пинская: «Портфолио было задумано как инструмент собственного развития учителя»
О первоначальном смысле и назначении этой формы работы, которая пока чаще всего вызывает лишь раздражение, рассказывает ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина ПИНСКАЯ
Количество бумаг, производимых школой, поражает
воображение. Инструкции, приказы, планы, отчеты, сводки…
И нет им конца, а в последнее время прибавилось еще
требование завести портфолио. Учителя, обреченно вздохнув,
пошли выполнять. Между тем портфолио используется во многих развитых странах и воспринимается там педагогами и учениками
не как досадная и бессмысленная дополнительная нагрузка,
а как ресурс для собственного развития. Попробуем понять, какой смысл вкладывали изобретатели портфолио в него изначально...
– Почему так плохо приживается портфолио в российском образовании?
– Наверное потому, что у нас распространена контролирующая, а не поддерживающая система. И любой анализ результатов работы учителя и школы сводится к тому, сколько они могут получить кнута или пряника. Хотя и то и другое может и не случиться. А ведь изначально эта форма была задумана как инструмент для собственного развития: чтобы оценить пройденный путь и наметить дальнейшее продвижение. Во время недавней поездки в Великобританию мы побывали в одной из школ Уэльса и разговаривали с одиннадцатилетним мальчиком, который демонстрировал свое портфолио: «Вот мои результаты в области группового взаимодействия, а это физическое развитие, тут у меня сильное продвижение…» И так он рассказал про все направления своего образования, причем на вопрос о подтверждении того или иного результата показывал работы, фотографии и видео тех событий, в которых участвовал. А у нас, к сожалению, нет ценности развития, главным стимулом к движению становится внешний контроль, под который приходится подстраиваться. Вот и выродилось портфолио в еще один отчет.
– А как может выглядеть осмысленное рабочее портфолио, например, учителя?
– Сначала педагог намечает цели своего продвижения на определенный период времени. У американцев это три года. Предположим, он хочет сделать свое взаимодействие с учениками более ориентированным на интересы ребенка, более детоцентричным. Для достижения этого продумывает задачи и этапы работы. К примеру, освоить интерактивные формы взаимодействия, групповую работу, дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от его способностей и склада характера…
Теперь нужно спланировать, как учитель будет двигаться в этом направлении: какие курсы ему нужно будет пройти, на каком сайте есть подобная информация, кто из коллег может помочь. И по поводу каждого ресурса учитель планирует, когда он будет с ним работать. А потом, по мере продвижения, он отмечает, что сделано, как получилось, какие тупики и новые возможности открылись.
– То есть это открытый план развития?
– Открытый. Но чтобы педагога не заносило в сторону постоянного изменения первоначального направления, у него есть куратор, с которым он обсуждает свое продвижение время от времени. Не говоря уже о том, что существует и стратегия развития школы в целом. И учитель, например тот самый, который осваивает детоцентричные способы работы, планируя направление собственного развития, должен будет с помощью куратора и директора соотнести его с движением школы, которая работает, к примеру, над формами оценивания. Тогда он в свое портфолио вносит направления, совмещающие обе задачи.
– Насколько структура портфолио должна быть унифицирована? Можно ли составлять его в свободной форме?
– Только внутри оговоренной структуры, которая открыто обсуждается, например, на уровне школы, а потом становится обязательной для всех педагогов, работающих в ней. На этапе обсуждения каждый может вносить и отстаивать свои предложения. А после принятия общего решения должен соблюдать его. Это нормальная практика гражданского общества.
– Судя по схеме – планирование и описание результата – очень похоже на то, что мы все хорошо знаем еще с советских времен: в августе пишешь план на год, а в конце учебного года отчитываешься по нему. Планируешь формирование чего-нибудь очень полезного, а потом пишешь, какие мероприятия проведены. В чем же разница?
– При перечислении мероприятий нет картины процесса, фотографий, видео. Простое перечисление превращает всю затею в формальный отчет. Допустим, провели игру или праздник. И как это было? Ради галочки или по-настоящему?
– Помимо автора, анализирующего собственное развитие, кому нужны портфолио?
– Ученические – учителю, чтобы видеть не только количественные показатели успеваемости, но и процесс развития детей. Учительские – школе, чтобы оценить пройденное и наметить перспективы. Портфолио выпускников – институтам, чтобы оценить уровень абитуриентов. Это, конечно, более долгий и затратный способ отбора по сравнению с тестами. Но практика западных вузов показывает, что эти затраты оправданны.
– На западе это инструмент оценивания работы учителя?
– До некоторой степени. Помимо портфолио есть критерии, определяющие уровень мастерства.
– Есть ли соблазн, достигнув высшей степени, остановиться? Зачем мне планировать продвижение, если я по всем показателям мастер?
– На западе такой ситуации быть не может, чтобы на дверях класса висела табличка: «Мс. Учительница, 3 года до пенсии, не беспокоить». Там, как мы уже говорили вначале, у всех есть ценность развития. Достиг мастерства в преподавании – становишься наставником или куратором для молодых коллег. И начинаешь двигаться в этом направлении.
– Так может быть, вводя и насаждая эту бесспорно прогрессивную форму, можно постепенно повысить учительский уровень?
– Как ни тяжело мне об этом говорить, если портфолио осложняет жизнь учителю, его не нужно насаждать. Неоднократно слышала истории о том, как пожилые учителя уходили с работы из-за того, что от них требовали еще и этого.
– С чего лучше начинать, если директор захочет вводить его по уму, не формально?
– Сначала по желанию, не под одну гребенку и не с завтрашнего дня. И стимулировать это желание.
Беседовала Елена КУЦЕНКО