ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Из детсада – в вуз
В Европе на пике популярности новая форма работы с детьми – детские университеты
Сегодня в Европе создано более двухсот университетов
для младших школьников. Только за последний год открыто
14 новых. Их задача – увлечь детей научными исследованиями
еще до начала обучения в средней школе, когда жизнь каждого школьника входит в накатанную колею.
Повышать популярность науки
«Дождливым утром мы встретились возле страсбургского Института молекулярной инженерии. Первые учителя с детьми уже прибыли. Школьники отправились на свою первую в тот день лекцию «Путешествие по Галактике», которую провел директор астрономической обсерватории Эрве Возник».
Так описывают начало одного весеннего дня 2010 года преподаватели из Детского университета Порто в Португалии. «Мы находились в сердце технопарка Страсбурга, – продолжают они, – в месте, где расположены ботанический сад, планетарий и обсерватория, Зоологический и Минералогический музеи и Музей сейсмологии и земного магнетизма… Детей приветствовала работник планетария Милена Вендлинг, и началась новая лекция».
…Занятия длились все утро. У одной группы младших школьников оно называлось «Химия и археология: научные изыскания в сердце истории», у других – «Я знаю тайну иероглифов» (именно это высказывание дети в конце семинара смогли прочесть на иероглифике). Во второй половине дня маленьких студентов ожидали встреча с директором Музея зоологии, несколько увлекательных часов в Институте геологии и в университетском спортивном центре, где темой лекции стали биомеханика и спорт.
Школьников приветствовали как равных руководители прославленных научных институтов, ведущие ученые Страсбургского университета, лучшие аспиранты…
Молодые педагоги из Португалии, приехавшие перенять опыт, подметили важную деталь: среди слушателей Детского университета в Страсбурге оказались и маленькие эмигранты, плохо владеющие французским языком. Однако во время занятий эти ребята, обычно замкнутые и неразговорчивые, преобразились: под руководством аспирантки-египтолога они отлично справились даже с египетской иероглификой.
Детский университет (Kids University) в Страсбурге существует с ноября 2005 года. «Наша цель – способствовать академическим карьерам, научным исследованиям и поступлению в университет, повышать популярность науки в детской среде», – говорится в его уставных документах. Необычное учебное заведение, открытое для школьников от 6 до 14 лет, создано по «немецкой модели», родившейся в 2003 году в столице Австрии, в Венском университете.
Не прекращайте задавать вопросы
Венский университет, основанный еще в 1365 году, считается самым старым в немецкоязычных странах.
Он с гордостью носит свое старинное латинское название «Alma Mater Rudolphina». Сегодня студенты называют его между собой Хауптуни (Hauptuni (нем.) – Главный университет). Учиться в Вене – мечта студентов всего мира. В прошлом 2009/10 учебном году Венский университет поддерживал программы академического обмена («ERASMUS» и «SOKRATES») с 311 вузами-партнерами, предлагал обучение по 200 специальностям на 15 факультетах для 72 000 студентов из 130 стран.
А с июля 2003 года для школьников, начиная с семилетнего возраста, открыт Венский детский университет (KinderuniWien), или просто «Киндеруни».
Цели и задачи Венского детского университета – «развить в ребенке любознательность в общении с учеными. Пробудить или поддержать стремление ребенка к научным занятиям. Распахнуть двери университетов и сделать доступным то, что иначе останется закрытым. Влиться в университетскую культуру. Развеять стереотипы о науке и ученых. Предложить альтернативные формы обучения в процессе овладения знаниями и не давить на ребенка критикой. На церемонии окончания курса дети обещают никогда не прекращать задавать вопросы и искать ответы на них» (сайт Европейской сети детских университетов www.eucu.net).
Занимается Венским детским университетом одно из подразделений знаменитой «Alma Mater Rudolphina» – Киндербюро (Kinderb?ro Universit?t Wien).
Деятельность этой организации, которая известна сегодня во всем мире под своим английским названием Vienna University Children’s Office, начиналась скромно: ее сотрудники открыли детский сад для детей профессоров. Потом во время летних каникул взрослеющих преподавательских отпрысков стали занимать образовательными программами. Вскоре проект перерос рамки знаменитого учебного заведения.
Каждое лето в течение двух недель несколько тысяч юных венцев заполняют университетский кампус и аудитории. Их ожидают лекции, семинары и практические занятия по 400 различным темам с профессорами Венского университета, венских медицинского и технического университетов и Венского университета агротехнологии.
Занятия ведутся в рамках четырех секторов: наука, техника, медицина и агрикультура. Типов занятий тоже четыре: лекции, семинары, экскурсии и практические занятия, «ворк-шопы» (work-shops). На семинаре обсуждается определенная тема, а во время «ворк-шопа» дети должны сделать что-то своими руками.
Каждому ребенку, записавшемуся на занятия «Киндеруни», вручается персональный пакет: майка, брошюра, в которой подробно описаны все лекции, семинары, экскурсии и практические занятия, личное расписание на каждый день и зачетная книжка, в которой преподаватель ставит штамп после каждой лекции.
Оценок в университете нет, но посещение занятий по графику требует прилежания и дисциплины.
«Пошлите малышей летом
в колледж!»
«Не существует единой модели организации детского университета. Возможны различные формы, начиная с цепочки мероприятий на протяжении года (после уроков, вне школьной программы или подобно ей) до особых ежегодных событий (летних школ и т.п.) с учебным планом разного уровня и разнообразными формами сотрудничества с учебными заведениями» (сайт Европейской сети детских университетов www.eucu.net)
Уже в 80-е годы ХХ века некоторые университетские колледжи США начали всерьез заниматься работой с младшими школьниками. Профессора публиковали свои наблюдения в университетских журналах, и заголовки их статей говорили сами за себя: «Летом пошлите одаренных детей в колледж, и вы увидите, как они вырастут» (Brodsky Ruthan, American School Board Journal, Nov 1984), «Колледж для малышей: инновационная программа для одаренных учеников начальной школы», университет Висконсин-Мэдисон (Annual Meeting of the American Educational Research, 1982). «Одаренные младшеклассники пытаются поступить в колледж без учебы в старшей школе» (Lindsay Diana, Executive Educator, Jan 1988).
Однако настоящий бум детских университетов наступил в начале третьего тысячелетия – и не в США, а в Европе.
Сегодня в Европе создано более двухсот университетов для младших школьников. Только за последний год открыто 14 новых.
Их названия могут быть разными. В Глазго (Великобритания) такой университет называется детской Летней академией, в Ливерпуле – университетом профессора Флуффи (Fluffy,s), в Исландии – Молодежным университетом. Наконец, в шведском городе Лунде он носит единственное в своем роде название: «Molekyler finns» (Molecules do exist) – «Молекулы существуют!».
Все эти образовательные курсы и летние школы можно привести к общему знаменателю: в них университетские преподаватели бесплатно работают с детьми 6–12 (реже – 14–16 лет). Местные власти привлекают влиятельных спонсоров, а университетское начальство изыскивает гранты, платит профессорам, печатает необходимые пособия, выделяет помещения.
Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Эстония, Франция, Македония, Испания создали у себя по одному детскому университету. В Исландии, Литве, Нидерландах и в Румынии их уже по два. Три детских университета – в Португалии и Словакии. Четыре – в Италии и Швейцарии.
В Великобритании их пять, в Польше – девять, в Австрии – одиннадцать.
Но рекорд бьет Германия: в этой стране 69 детских университетов!
Возможно, особенности образовательной системы Германии и проливают свет на причину популярности «Киндеруни».
Наскучило спрашивать?
В Германии, в Австрии жизненный путь и судьба ребенка определяются очень рано, уже после окончания начальной школы. Образовательной нормой является ранняя профилизация. Детей разводят по разным классам и типам школ. С тех пор их судьба предопределена.
Немецкие критики этой системы убеждены, что она лишает слабых учеников шанса получить полноценное образование. Это относится прежде всего к сотням тысяч маленьких мигрантов, для которых немецкий язык не является родным.
Однако в число тех, кто на раннем этапе подвергается школьной фильтрации, попадают и «нестандартные дети», чьи дремлющие способности надо разбудить.
Австрийские и немецкие организаторы детских университетов подчеркивают, что воображение таких ребят нужно поразить еще в младшем возрасте. Главное – увлечь их научными исследованиями еще до начала обучения в средней школе, когда жизнь каждого школьника входит в накатанную колею. Опыт показывает, что ранняя образовательная профилизация скорее заглушает в детях желание задавать вопросы. Школа следует своей цели: как можно благополучнее перевести ребенка с одного уровня образования на другой. Но по силам ли ей открыть ученикам новый мир?
Делитесь опытом!
«Мы – в университете? Просто не верилось! Огромный кампус был заполнен маленькими детьми, – рассказывает магистр экономики Наталья Ивликова, выпускница экономического факультета МГУ, стажер-исследователь Института «Центр развития» ГУ-ВШЭ. – Потом мы узнали, что на занятия в Венском университете записались около четырех тысяч школьников».
Этим летом свой «ворк-шоп» провели в Вене первые гости из России. Ими стали молодые преподаватели ЭМШ – экономико-математической школы при экономфаке МГУ, которая является первым российским учебным заведением, включенным в перечень европейских детских университетов.
Гости из Москвы предложили венским школьникам практическое занятие по искусству Хохломы и раскрашиванию деревянных ложек.
И ничего удивительного в их выборе нет. В московской ЭМШ, куда можно поступить с 14 лет, школьники каждую неделю бесплатно занимаются математикой и экономикой. А еще они слушают курсы по самым разным направлениям, включая музыку, театр, кино и народное искусство.
«Проблема языка у нас, конечно, была, – признает Михаил Высоковский, который учится на четвертом курсе МГУ и занимается проблемами интеллектуальной собственности в современной экономике. – Обычно рабочий язык международных конференций – английский. Но маленькие жители Вены говорят пока только по-немецки. Когда дети обращались ко мне, я предлагал им задавать вопросы на английском языке. Помню, как один мальчик секунду подумал и выпалил вопрос по-английски».
«В аудитории, где проходил «ворк-шоп», была вывешена карта Европы. На ней мы показали детям, где находятся Вена, Москва, Нижний Новгород, – рассказывает Наталья. – Занятие начала наша ведущая, которая уже училась в Венском университете и свободно владеет немецким языком. Дети разделились на группы по шесть человек, сели за столы, где было подготовлено все необходимое, и мы начали показывать им, как расписывать русские ложки. Звучала русская музыка. Потом они пошли пить чай из самовара, а организаторы покрыли ложки лаком. Очень красиво получилось!»