ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
ЕГЭ меняется. Недоверие к результатам остается...
Ректорское сообщество готовит в законопроект «Об образовании...» поправки, отменяющие единый экзамен
На заседании Общественного совета при Минобрнауки
руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала
об итогах ЕГЭ нынешнего года и о предстоящих изменениях, которые ждут выпускников школ в ближайшее время.
Как бороться с аномальными
результатами?
По словам Л.Глебовой, «главная задача, которая стоит перед организаторами ЕГЭ, состоит в повышении эффективности результатов итоговой аттестации и формировании доверия к ним».
По ее мнению, в этом году две эти цели были успешно достигнуты: с одной стороны, сократилось количество регионов с аномально высокими результатами, с другой – увеличилось число ребят, получивших средний балл (50–60 баллов).
Благоприятные изменения произошли благодаря организационным нововведениям, в том числе обязательному присутствию в каждом пункте проведения экзаменов (ППЭ) общественных наблюдателей, которые, по словам Л.Глебовой, «очень помогают вскрывать имеющиеся недостатки и впервые предъявляют их обществу в открытом режиме».
Кроме того, свою роль сыграли и меры административного воздействия по отношению к нарушителям правил проведения ЕГЭ. По словам Глебовой, в этом году на одну треть поменялись эксперты, проверяющие часть С, поскольку те, которые допустили ошибки и получили максимальное количество апелляций, были отстранены от работы.
Достаточно большие изменения произошли и среди организаторов ЕГЭ: выбор кандидатов в организаторы происходил на основе анализа тех нарушений, которые были допущены в прошлом году.
Членов Общественного совета интересовал вопрос о том, возможно ли в будущем осуществить идею так называемой перекрестной проверки части С экспертами из разных регионов.
По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «перекрестная проверка может быть опробована в пилотном режиме, но начинать ее нужно с тех субъектов РФ, которым мы доверяем и в которых были адекватные результаты».
Таким образом, по мнению министра, «можно отработать методику сначала на «нормальных» регионах и только после этого внедрять в сомнительных».
Как изменятся КИМы?
Разнообразные изменения – от «косметических» до весьма существенных – претерпят и КИМы. Уже в нынешнем году, по словам Л.Глебовой, задания по ряду предметов были в большей степени направлены на измерение компетенций и практических навыков учащихся и в меньшей – на проверку фактологических знаний.
Например, в этом году в КИМах по истории, обществознанию и географии сокращено число заданий в части А (это тесты с выбором ответов), а в КИМах по математике эта часть вообще отсутствует.
При проверке знаний по гуманитарным дисциплинам особое внимание будет уделяться части С. Так, в 2012 году выпускникам, выбравшим историю, надо будет написать формализованное эссе по заданной теме. По русскому языку увеличится часть С, изменится методика ее оценивания.
Главные перемены ожидают учащихся, сдающих ЕГЭ по иностранным языкам: возможно, уже со следующего года к письменным экзаменам добавится устная часть (говорение). Она существовала и раньше, но в 2009 г. была отменена в связи с введением ЕГЭ в штатный режим.
Чтобы провести устный экзамен, потребуется подготовить экспертов, разработать критерии оценки и продумать организационные моменты, поскольку «говорение» занимает много времени. В связи с этим предлагается выделить для сдачи устных экзаменов определенные дни, скорее всего весной, а письменную часть сдавать по обычному графику, в июне, и затем просто суммировать полученные баллы.
Но самые существенные изменения ожидают тех, кто будет сдавать физику и химию: традиционные задания будут дополнены практической частью. Но для этого понадобится оснастить ППЭ лабораторным оборудованием для проведения опытов, а учителям – подготовить выпускников к проведению экспериментов. Так что это нововведение станет возможным лишь через несколько лет.
Ограничения для льготников
Готовится комплекс изменений и в правила приема в вузы, в том числе более четкое использование Федеральной базы свидетельств и ограничение льгот для олимпиадников, которые смогут использовать свои результаты только в одном вузе и по одной специальности (все остальные вправе направлять свои документы в 5 вузов на 3 специальности в каждом).
Руководитель «Эха Москвы» Алексей Венедиктов считает целесообразным ввести какие-то ограничения для инвалидов, поскольку, по его мнению, в последнее время появилось слишком много абитуриентов с липовыми справками.
По словам Венедиктова, на некоторых факультетах МГУ 100% бюджетных мест занято инвалидами, а ребята с высокими баллами за ЕГЭ вынуждены поступать на платные отделения.
Любовь Глебова опровергла эту информацию, заявив о том, что «статистикой подобных случаев в МГУ не выявлено».
При этом она подтвердила, что «ребята с ограниченными возможностями здоровья подают документы в большое количество вузов, но доля зачисленных в конечном итоге остается на уровне 4% – как и во времена сдачи вступительных испытаний в традиционной форме».
ЕГЭ – не наше все
Примечательно то, что и Глебова, и Фурсенко заявили о том, что не следует абсолютизировать результаты ЕГЭ и превращать его в некий фетиш.
Так, по словам Глебовой, «приходит понимание того, что абсолютные результаты ЕГЭ не могут быть единственным измерителем качества работы учителя или основой для сравнения школ». Кроме того, она считает необходимым развивать альтернативные формы итоговой аттестации – такие как олимпиады и портфолио.
Со своей стороны, А.Фурсенко призвал к тому, чтобы «не смешивать процесс обучения и процедуру проверки знаний».
«Учиться надо не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы получить знания. У нас же получается все наоборот: своим психопатическим отношением мы усиливаем в обществе представление о том, что ЕГЭ – это наше все», – сказал министр.
Но каждому понятно, что до тех пор, пока ЕГЭ остается единственной формой итоговой аттестации, результаты которой дают основание для поступления в вузы, настороженное отношение к нему сохранится. Отчасти это распространяется и на олимпиады со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая коррупцию.
Поэтому, как бы ни менялись правила проведения ЕГЭ и КИМы, недоверие к результатам экзамена остается.
Не случайно в числе поправок, подготовленных ректорским сообществом к новому закону «Об образовании...», есть предложения об отмене ЕГЭ.