Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Г.У.Солдатова, А.В.Макарчук
Может ли другой стать другом?
М.: Генезис, 2006

Речь идет о профилактике ксенофобии у подростков. Это реакция страха, недоверия, отторжения по отношению к «чужому». Такие чувства люди испытывали испокон веку, что зачастую обеспечивало выживание. Но сегодня гипертрофированное идентифицирование себя с какой-то группой заставляет человека постоянно обороняться и враждебно относиться ко всему окружающему миру, кроме своей этнической, религиозной или социальной группы.
Термин «ксенофобия», к сожалению, у всех на слуху, но редко кто специально выясняет ее причины, формы, стадии развития. Оказывается, «чужие» не все равно страшны. Есть разные группы чужеродности. Близкие (родственники или друзья из другого круга), незнакомые, стигматизированные (инвалиды, бомжи) и враждебные чужие. Ксенофобия возникает, если человек начинает бояться различий, тогда чужие превращаются в чуждых и воспринимаются как угроза. Создаются условия для «негативных стереотипов и предрассудков, отталкивающих образов врага, разных форм дискриминации». Более подробное изучение этого феномена показывает, что страх бывает направлен на определенные группы людей.
Авторы раскрывают суть ксенофобического мышления, в основе которого лежат логика угрозы и законы страха. Их-то и преодолевают в системе тренингов, описанных в книге. Здесь содержатся рекомендации по ведению, подробно изложенные сценарии занятий, материалы для ведущего.

Г.Л.Бардиер, И.М.Никольская
Что касается меня…
СПб.: Речь, 2005

В подзаголовке читаем: сомнения и переживания самых младших школьников. Авторы на многочисленных примерах из своей психологической практики показывают, что испытывает ребенок, впервые пошедший в школу, какие ситуации становятся для него значимыми в этот период, «какие сомнения и переживания возникают у детей в этих ситуациях? Какие возможности для них открыты? Какие запреты их угнетают? Какие пути дети выбирают для выхода из своих жизненных ситуаций? И почему у разных детей пути оказываются разными?».
Прежде всего начало школьной жизни означает, что желания ребенка сталкиваются с необходимостью делать то, что «надо». Одни подчиняются, другие настаивают на своем «хочу», но в любом случае ребенок испытывает противоречия, справиться с которыми сам зачастую не может. Им должны помочь взрослые, для которых и предназначены методики работы с сомнениями и переживаниями. А еще практикумы, позволяющие примирить «хочу» и «надо». Есть для детей, для взрослых и общие.
Чтобы родители и учителя серьезно отнеслись к проблеме, авторы приводят рисунки и рассказы детей о собственных переживаниях. «Я упала в лужу. Мама смеется. Переживаю, что упала. Стыдно, плачу. Обидно, что мама смеется». Малыши не меньше взрослых страдают от одиночества, страха смерти и других страхов – одно перечисление занимает четыре страницы, от Бабы Яги до повышения цен. Самые сильные страхи выявляются в снах, описание которых тоже приводится в одной из глав.
Однако было бы преувеличением считать, что жизнь ребенка состоит только из негативных переживаний. О счастье тоже довольно много детских историй. Оно обычно бывает связано с получением подарков и приятными событиями, днем рождения, Новым годом, хорошими отметками.
Итак, переживания младших школьников глубоки и разнообразны. И не всегда они готовы разделить их с учителями и родителями, опасаясь, что не поймут, отмахнутся или посмеются. Возможно, взрослые, прочитавшие книжку до конца, будут внимательнее к детским страхам и сомнениям.