Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Р. К.

На последней парте

Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте хорошо думается о школе. Наблюдаю и пишу всякие соображения…

 

Урок начался. Понятное дело, объяснение нового материала. О войне 1812 года. Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья…
Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники.
«Работать самому, а не наблюдать, как это делают другие» – это програм­мный пункт лицея. Стараемся дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать. На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала? Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали?»
Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя?
«Я расскажу вам об участии России в антинаполеоновских коалициях. Ваша задача – сделать правильные записи. То есть те, которые вам помогут через неделю воспроизвести мой рассказ. Не надо записывать слово в слово – только отдельные слова, по которым вы вспомните…»
Ничего особенного, а дети при деле. Честно говоря, это не совсем простое задание – некоторые студенты-первокурсники не справляются.
Можно и по-другому: не слова записывать, а рисовать картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом, через неделю, смогли рассказать…
«Потом, через неделю» – это лишь затем, чтобы ученик понял, что «слова» и «картинки» не задание, а полезная штука. Пригодится.
«Картинки» – это наше маленькое дидактическое изобретение. Я не специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушариях, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради. Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! А еще пробуждает воображение, образное мышление.
Но и это не всё. «После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне, лектору, записочки с вопросами». От слова «лекция» меня слегка передергивает. Но это игра во взрослый институт. Детям нравится. А «записочки с вопросами» – задание сверхсложное. Много вопросов вы задавали на лекциях, когда были студентами? Умение сравнивать, удивляться, не понимать полезнее умения соглашаться и понимать.
Итак, рассказ учителя – самая «традиционная» форма работы. Что тут придумывать – сиди и слушай! Нормальному ребенку это трудно.
Можно попросить записать «план» рассказа. Можно сделать «рисунки на память». Можно – «записки с вопросами». Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье – самая что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала».