Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Рабочая тетрадь для учителя

Предоставляя ученикам право выбора, педагоги оказываются перед лицом многочисленных проблем, в том числе психологических. Прежде всего потому, что сами учителя как раз не могут выбирать. Они только предлагают – свою помощь, свое мастерство. Они должны работать с каждым, кто пришел к ним на урок. К каждому приспособиться, придумать индивидуальные задания… Поэтому они порой так болезненно реагируют на уход детей к другому педагогу. Воспринимают это как следствие собственной профессиональной некомпетентности, как проявление недоброжелательного отношения учеников. Словом, обижаются.
Не менее остро переживается учителем необходимость работать в базовой (чего греха таить, в слабой) группе, не имея шансов подготовить победителя престижной олимпиады или «стобалльника» по ЕГЭ. Никакого почета и восхищения, никаких грантов и премий. А сколько труда вложено в каждого троечника, сколько изобретательности требует каждый урок, чтобы обитатели последних парт не в окно смотрели, а на доску, чтобы они действительно разобрались в мудреных формулах и графиках…
Идеальный вариант – помощь психолога, более опытных коллег. Увы, как правило, это бесплодные мечты. Психологов в школе сегодня все меньше, они завалены работой с трудными подростками и неуспевающими учениками. Коллегам тоже некогда. А к некоторым обращаться не хочется.
Эффективную помощь в подобной ситуации может оказать себе сам педагог. Если попытается оценить не только свои проблемы, но и достижения, если постарается понять, что решения и поступки ученика от него, как правило, не зависят и не с личными взаимоотношениями связаны. Есть еще родители, одноклассники, внешкольная ситуация. Время от времени полезно задавать себе несколько простых вопросов:
1. Ученик опоздал на мой урок (прогулял, изъявил желание перейти в другую группу). Сколько разумных причин его поступка я могу назвать, кроме негативного отношения ко мне лично? ______________________________________________
2. Есть ли в моем арсенале три-пять способов, помогающих ученику поверить в себя, почувствовать мою поддержку, кроме похлопывания по плечу и одобрительного «Ты молодец», сказанного не­кстати? ____________________________
3. Назовите с ходу несколько примеров удачных ученических работ, ответов, которые скорее всего являются и вашей заслугой тоже. ___________________________
4. Сколько разных способов объяснения одного и того же материала следующего урока есть у меня в запасе в расчете на самых разных учеников: «визуалов» и «кинестетиков», гиперактивных и медлительных, сверхрешительных и робких? ______________________________________
5. Для более точной диагностики собственных внутренних проблем (а значит, и более действенной помощи самому себе) ответьте на вопросы теста «Психологический портрет учителя» (http://www.psychologia.edu.ru/). Его авторы, психологи Зоя и Галина Резапкины, подробно объясняют и подход к составлению опросника, и способ подсчета результатов. А главное, комментируют возможные варианты ответов. И можно понять, насколько ясно вы представляете свои ценностные приоритеты, насколько устойчиво ваше психоэмоциональное состояние, какого стиля преподавания вы придерживаетесь. Несовпадение желаемого с реальностью заставит наметить ближайшие цели профессионального развития.