РЕПОРТАЖ
Школа и люди острова Залита
Она их вырастила. Они не позволили ее закрыть
Сельская, малокомплектная – о сельских школах в последнее время принято говорить уничижительно и пренебрежительно. Детей предлагают везти в крупные школы или отдавать
в интернаты – там, дескать, лучше.
Но есть ценность жизни в своем доме, на своей земле; есть ценность места – не «точки на карте», а места с его историей, образами ландшафта, с его проблемами, – которая и растит человека.
И если осознавать эту ценность, школу можно отстоять.
Так, как это произошло в Псковской области.
По тонкому льду
Залитская школа – малокомплектная. В ней как нарочно собрались все черты «отсталой сельской школы», которой нет места в нашем светлом инновационном будущем.
Девятилетка. Старинное полутораэтажное здание. Чугунные печки в каждом классе. Вместо электрического звонка – сторож дядя Саша с медным колокольчиком. Из примет времени – два компьютера и спутниковая тарелка на фасаде.
В этом году школа выпустила одиннадцатый класс, и осталось всего три ученика – Диана во втором, Коля и Юра в шестом. И три учителя. Больше десяти лет Залитская школа является филиалом Остенской средней школы (еще задолго до того, как была разработана схема перевода малокомплектных школ в филиалы с последующим их закрытием без решения сельского схода).
Казалось бы, в такой ситуации можно лишь развести руками – как же их раньше-то не закрыли?
Есть всего лишь одна проблема – школа расположена на острове Залита в Псковском озере. В шести километрах от берега.
– Нас давно пытаются закрыть, – замечает учитель математики Ольга Дмитриева. – Но сюда поздней осенью и ранней весной можно добраться только на вертолете или на корабле МЧС с воздушной подушкой. Озеро встало, моторки уже не пройдут, а машины еще не ходят – лед-то тонкий.
Однако в этом году местное управление образования решило, что три человека в школе – это слишком. И уже зимой предложило родителям отправить детей в школу-интернат. Пять дней в неделю – отличные условия, великолепная оснащенность учебных кабинетов, чистые койки, трехразовое питание. А на выходные – домой. Чем не жизнь? Заодно и интернату помогут – у них тоже численность падает.
Только вот как дети будут добираться до острова поздней осенью и ранней весной, родителям не объяснили. Как-то обошли тонкий лед стороной.
Разумеется, родители не согласились. На остров волна за волной покатили официальные делегации – уговаривали, убеждали, грозили комиссией по делам несовершеннолетних. Не помогло. Упрямые рыбаки стояли на своем: школа – это жизнь, школа – это перспектива развития, школа – это центр острова.
– На острове девять детей дошкольного возраста, – говорит родительница Ольга Кочнова. – А их куда?
Ее сын Коля как раз учится в шестом классе. Еще двое бегают по острову, гоняют собак и ласточек (голуби сюда не долетают), ждут, когда наступит их первое сентября.
– Если отправлять детей в интернат, нам всем придется с Залиты уехать, – продолжает она. – А я хочу жить здесь.
Наконец летом неуступчивым залитцам заявили – на каждого из учеников их школы требуется 150 тысяч при региональном нормативе в 30 тысяч, поэтому вариантов нет. Чемодан, причал, интернат.
Причина более чем странная – триста тысяч даже по меркам районного бюджета не очень большие деньги. Однако подоплека оказалась очень проста – места живописные, а здание школы очень подходит под туристическую базу. Конечно, впрямую никто залитцам этого не сказал. Но там намекнули, здесь обмолвились, и картина стала ясна.
Тогда родители написали письмо в администрацию президента и продублировали его на медведевском сайте. А потом, особо не надеясь на помощь из Кремля, пошли к певице Ольге Кормухиной, которая уже лет пять как живет на острове.
«Здесь все выстроено нашими
руками...»
Залита – место непростое. С историей.
Начать с того, что это не один остров, а три – Талабский архипелаг включает в себя остров Залита, где стоит школа и расположено село, островок Толобинец, где сейчас никто не живет, и остров Белов, где стоит домов двадцать и находится заповедник.
До революции на островах жили до четырех тысяч человек. Отсюда на Гражданскую войну уходил Талабский полк – тысяча человек. Рыбаки послали гонцов к Ленину, выслушали, что предлагает советская власть народу, и выбрали… белых. Говорят, у Юденича Талабский полк был одной из самых боеспособных частей.
Потом с острова уходили родители и родственники тех, кто ушел к Юденичу, потом те, кто слишком хорошо жил, потом…
Много народу ушло с острова. И не вернулось.
Сегодня его население – 200 человек.
Еще одна страница истории острова – это отец Николай Гурьянов, который поселился на Залите в 58-м году. С тех пор, вот уже полвека, сюда едут паломники со всех просторов бывшего СССР.
А после смерти отца Николая в 2002- м их стало еще больше. Хотя официально его церковь святым пока не признала, остров Залита и могила старца уже стали обязательными пунктами в православных турмаршрутах по Псковской области.
Отец Николай притянул на остров и певицу Ольгу Кормухину. Она стала его духовной дочерью, купила и перестроила дом и вот уже пять лет большую часть времени проводит здесь, а не в Москве. Снимает клипы, пишет музыку, по выходным устраивает для местных детей посиделки с чаем. В общем, плотно вписалась рок-звезда в островную жизнь, пустила корни.
Потому на просьбу залитцев Ольга отреагировала просто: не хватает денег? Соберем!
Вместе с мужем Алексеем Беловым (лидером рок-группы «Парк Горького») она дала несколько пресс-конференций, обозначила проблему и объявила, что проведет благотворительный концерт в Пскове в пользу залитской школы.
Шумиха в местных СМИ поднялась большая. И в это самое время в область пришел ответ из администрации президента – с недвусмысленным распоряжением разобраться.
В общем, местная администрация поспешила откреститься даже от мысли закрыть Залитскую школу. Какая проблема? Нет никаких проблем.
«По своему местонахождению и историческому наследию Залитская школа является уникальным образовательным учреждением, поэтому администрацией области принимаются все меры по сохранению этой школы» – именно так заявило государственное управление образования Псковской области.
Более того, линейку первого сентября на острове открыл сам губернатор.
– Приехали студенты из педвуза, поставили детям ноутбуки, провели урок на английском – прямо перед камерами, – рассказывает учитель Ольга Дмитриева. – А у нас в школе третий год английский не ведется. Как мы ни просили роно: ну хоть практиканта пришлите – нет и все тут.
Потом камеры свернули, губернатор со свитой уехал, пообещав рыбакам выделить судно для восстановления рыбартели. Уехали студенты, туманно пообещав вернуться на практику.
И ноутбуки уехали. Остался забор перед школой, выкрашенный наполовину за день до приезда губернатора, и сертификат от областной администрации на получение спортинвентаря.
– Ни адреса, ни телефона, – смеется Ольга Дмитриева, вертя в руках бумажку. – Как на принтере распечатали, ей-богу. Куда с ним обращаться?
Впрочем, она не в обиде. Главный подарок власти все же сделали – сохранили залитскую школу.
Что будет дальше, она не загадывает. Но очень надеется, что школа будет жить.
– Когда немцы уходили, они сожгли весь остров дотла, – рассказывает она. – И каждое бревно, каждую доску люди сюда несли на себе с материка. Здесь все выстроено нашими руками. Как же можно все оставить и уехать?
Открытый остров
Но история Залитской школы не кончается ее чудесным спасением. Хочется верить, что она с него только начинается.
Мне кажется, самое важное произошло не первого сентября, когда губернатор своим присутствием подтвердил высочайшее распоряжение «закрыть нельзя, оставить».
Оно произошло второго, когда в Пскове прошел благотворительный концерт Ольги Кормухиной и Алексея Белова. На всех афишах крупная надпись – «все средства пойдут на поддержку Залитской основной школы». Билеты разные – есть за двести, есть и за восемьсот.
По меркам Пскова – не слишком дешево. По меркам коммерческого рок-концерта – разорительно низкие цены.
– Но наша цель – не заработать, а помочь школе, – поясняет Алексей Белов. – И объединить людей, дать им почувствовать, что они тоже могут что-то изменить. Что мы можем что-то изменить, если возьмемся за дело сообща.
– Понимаете, туризм нужно развивать, но не туристы будут рыбу ловить, – объясняет Ольга Кормухина. – Это очень сложное, опасное ремесло, которому учатся с детства. Оторвать этих детей от корней – значит потерять их. Для детей и родителей это огромная трагедия. Они любят свое озеро, свое дело. Это их среда, а только в своей среде человек развивается цельно.
Мальчики Юра и Коля, с которыми я общался в школе, еще не оперируют такими понятиями. Но в разговоре об интернате и закрытии школы на их лицах проступает какое-то сосредоточенное упрямство.
Наверное, такое же, как у их дедов, которые тащили бревна на родное пепелище.
Остров Залита – странное место.
Остров небольшой – можно обойти за полчаса. Открытый со всех четырех сторон и волнам, и ветрам. Здесь каждый человек как на ладони, и не только перед односельчанами. Здесь есть четкая незримая граница между местными и приезжими – как граница между водой и сушей. Может быть, поэтому отец Николай и поселился здесь – в месте, где все прозрачней и ясней, чем на материке.
– На острове все обнажено, все обострено до предела, – повторяла во время наших разговоров учитель математики Ольга Михайловна. – Все проблемы здесь в концентрированном виде.
С этого острова невозможно уехать. Не в физическом смысле, конечно. Но все, кто покинул Залиту, все равно несут в себе его образ.
Наверное, поэтому больше половины мест в полутысячном зале было заполнено именно залитскими – теми, кто уехал, но все равно остался. И они собрали триста тысяч. Концерт длился почти три часа вместо запланированных двух. И люди пришли не только из Пскова: кто-то ехал с острова, сквозь дождь и качку, за тридцать километров, чтобы вручить цветы, а кто-то – из Москвы.
«Все средства, вырученные с продажи билетов, будут перечислены на счет церкви Святителя Николая на острове Залита. Распоряжаться деньгами будет настоятель храма отец Паисий» – таково было общее решение жителей острова и родителей учеников, которые обучаются в Залитской школе.
– Хочется, чтобы эти деньги дошли до школы, – поясняет Ольга Кормухина. – И отцу Паисию люди доверяют больше, чем районной администрации. Он уже школу на церковные средства ремонтировал, у него опыт есть.
– Мы даже целое благотворительное движение организовали, – улыбается она. – «Народ, помоги себе сам». Хочется, чтобы люди поняли, что нерешаемых проблем не существует. Что вместе мы сможем что угодно.