Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Сколько в стране бакалавров?

Всероссийская перепись поможет заполнить пробелы в образовательной статистике

В РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему «Могут ли данные переписи населения изменить ситуацию в области образования?». На этот и многие другие актуальные вопросы ответила начальник Управления демографии и статистики Росстата кандидат социологических наук Ирина Збарская.

С 14 по 25 октября 2010 г. в стране пройдет очередная Всероссийская перепись населения. Одним из значимых аспектов переписи является уровень образования населения. В нынешней редакции блок образования претерпел некоторые изменения по сравнению с переписью 2002 г.
Впервые происходит дифференциация высшего образования по уровням: бакалавр, магистр, специалист. Также список вопросов будет дополнен новыми, касающимися наличия ученой степени и звания.
Помимо новых гражданам от 6 до 50 лет переписчики будут задавать традиционный вопрос: в каком образовательном учреждении вы учитесь?
И это не праздное любопытство. Например, благодаря переписи 2002 года удалось выявить категорию граждан, не умеющих читать и писать. Отрадно то, что доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и старше уменьшилась с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002-м.
Одновременно отмечается тенденция к существенному росту уровня образования россиян. По данным 2002 г., из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное). За 1989–2002 гг. число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 млн человек (на 52%), со средним профессиональным – на 11,2 млн человек (на 52%), с начальным профессиональным – на 0,7 млн человек (на 5%). Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру), составило 0,4 млн человек.
Увеличилось на один миллион (на 5%) количество граждан, имеющих среднее (полное) образование.
Это привело к росту уровня высшего и среднего профессионального образования среди молодежи в возрасте 16–29 лет.
В расчете на 1000 человек этой категории приходятся 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. – 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. – 223).
Однако на другом полюсе выросло количество граждан, не закончивших школу.
Так, численность молодых людей в возрасте 16–29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась по сравнению с 1989 г. более чем в два раза и достигла 500 тыс. человек, из них 70% на момент опроса нигде не обучались.
Среди детей и подростков в возрасте 7–15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6%), которые не посещают школу.
Эти данные, по мнению Ирины Збарской, свидетельствуют о значительной дифференциации населения по уровню образования.
Комплексный характер опросов, проводящихся во время переписи, позволяет косвенным образом выявить причины того или иного явления. Например, такого, как наличие неграмотного населения: это может быть физический или умственный недуг (о чем свидетельствует пенсия по инвалидности), возраст (среди неграмотного населения 67% – люди 60 лет и старше) или беспризорность и безнадзорность.
Впервые в ходе переписи 2002 г. были получены данные о дошкольном обучении детей, которым охвачены 3,1 млн детей в возрасте 3–6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях – 2,4 млн детей (70%), в селе – 0,7 млн детей (40%).
Если задача статистики состоит в том, чтобы выявить тревожные факты и явления в обществе, то миссия властей – отреагировать на эти сигналы.
Как считает И.Збарская – и с ней трудно не согласиться, – далеко не вся информация, собранная в 2002 году, была своевременно учтена правительством. Подтверждением этого может служить состоявшееся З1 августа 2010 г. совместное заседание Госсовета и комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики РФ.
В своем выступлении на этом мероприятии Президент России Дмитрий Медведев заявил: «Сейчас очевидна нехватка специалистов – выпускников начального, среднего профобразования». Однако за период с 2002 г. по настоящее время сеть ПТУ только сокращалась, а из нового интегрированного законопроекта «Об образовании» вообще исключен термин «начальное профессиональное образование».
Сегодня мы рискуем повторить ошибки прошлых лет, оптимизируя школьную сеть (по сравнению с прошлым годом она сократилась на 1867 единиц).
Печальным уроком должна послужить и ситуация с детскими садами, когда на волне падения рождаемости в 90-х годах значительная их часть была закрыта или перепрофилирована, а впоследствии, на волне «бэби-бума», обнаружилась их острая нехватка, что и отразила перепись 2002 г.
За прошедший период положение дел в этой сфере улучшилось незначительно: доля детей, охваченных различными формами дошкольного образования, увеличилась с 60 до 62 процентов (а в некоторых субъектах РФ – не более 30%), очередь в детские сады превышает 1,5 млн человек, а 10 сентября Госдума приняла законопроект, отменяющий софинансирование из федерального бюджета компенсации родительской платы за посещение детьми дошкольных учреждений.