Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Эксперимент по нравственному воспитанию: первые итоги

В регионах оценивают успехи преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики»

С 1 апреля нынешнего года в 19 субъектах РФ начался эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» (сокращенно – ОРКСЭ). Первый этап эксперимента, начавшийся в IV четверти 4 класса, завершен. Насколько оправданны опасения оппонентов по поводу того, что введение данной дисциплины приведет к межнациональным и межрелигиозным конфликтам в школах? Насколько соответствует курс возрастным особенностям учащихся? На эти и другие вопросы газеты ответили учителя и руководители органов управления образованием.

Предварительная подготовка

Напомним, что новый курс включает 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светскую этику. Один из модулей изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Причем итоговые занятия, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, проводятся для всего класса.
На изучение новой дисциплины отведено по 2 часа в неделю в течение последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса. Сам эксперимент рассчитан на 2 года. Духовно-нравственное воспитание первой партии «испытуемых» школьников завершится 4 ноября 2010 г. – в День примирения и согласия, что, по мнению организаторов, само по себе символично.
Примечательно также и то, что министерством принято решение пока не выставлять оценки за изучение нового предмета.
В большинстве «экспериментальных» регионов открыли профильные методические объединения и консультативные пункты для учителей, для родителей и общественности – на сайтах органов управления образованием появились специальные разделы по проблемам преподавания ОРКСЭ, а также «горячие линии», на которые можно было обращаться с вопросами и жалобами. Накануне эксперимента во всех 19 регионах прошли родительские собрания и заседания управляющих советов, посвященные разъяснению целей и задач ОРКСЭ и выбору модуля.

Учебники: «за» и «против»

Мнения по этому вопросу порой резко расходятся.
Например, заведующая отделом методической работы издательства «Просвещение» Светлана Третьякова считает, что «курсы по основам религий написаны более душевно, а учебники по светским модулям получились более сухими».
Иной позиции придерживается главный специалист – эксперт отдела общего образования Еврейского автономного округа Любовь Евстигнеева. По ее словам, «в самом начале, когда в школы поступили сигнальные экземпляры учебников, некоторые родители (около 2%) отказались от модуля «Основы православной культуры» (ОПК) в пользу светской этики, поскольку первый учебник показался им слишком сложным и перегруженным религиозной терминологией».
Мнения учителей-практиков, наоборот, в целом позитивные.
По их словам, детям понравились учебники – красочные, хорошо иллюстрированные, снабженные мультимедийным приложением.
Но главное достоинство учебников по новой дисциплине специалисты видят в том, что по каждому модулю было выпущено три книги – не только для учеников и педагогов, но и для родителей, что позволило вовлечь их в учебный и воспитательный процесс.

Родители учатся вместе с детьми

«В моем классе все родители ознакомились с этой книгой и принимали активное участие в подготовке и проведении уроков, помогали в подборе иллюстративного материала, – рассказывает учитель лицея № 14 (г. Ставрополь) Елена Мигулина. – Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи. Например, при изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей выступали с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовят блюда, какие подарки дарят детям. Вместе с родителями дети посещали православный храм, мечеть. Один из классов ездил в Элисту и посетил буддийский храм. Мы и в дальнейшем планируем привлекать родителей к этой работе».
«Родители отмечают позитивное влияние этого курса, благодаря которому становится интересным общение в семье. Дети задают вопросы о родословной, о традициях, это сплачивает и сближает семьи. Мы считаем это главным итогом эксперимента», – констатирует начальник отдела общего образования министерства образования Пензенской области Ирина Барыкина.
Однако не все проходит гладко и легко. Например, по признанию начальника управления образования и науки Тамбовской области Натальи Астафьевой, «в процессе работы с родителями проявились проблемы недостаточного понимания ими целей введения данного курса, взаимо­связи с системой воспитательной работы». Именно поэтому в десяти муниципальных образованиях была организована работа постоянно действующих лекториев по вопросам духовно-нравственного просвещения.
По мнению Н.Астафьевой, в дальнейшем «требуется более активное вовлечение родительской общественности в совместную работу со школой – и не только по реализации данного курса, но и в целом в проведении воспитательной работы».
На этом положительные моменты заканчиваются. И начинаются сомнения.

Выбор модуля: миссия невыполнима?

Так, перед началом эксперимента многие спорили о том, удастся ли организовать преподавание разных модулей в одной школе и не приведет ли курс к перегрузкам учащихся: ведь как-никак это 2 дополнительных часа в неделю.
Чиновники опровергают эти опасения, утверждая, что учебные часы были взяты из регионального компонента, а не в ущерб изучению других дисциплин, как считают некоторые критики.
«Этот курс не ведет к перегрузкам, поскольку он является воспитательным, развивающим, а не учебным, – убеждена Любовь Евстигнеева. – При изучении этого предмета не требуется что-то запоминать, надо выполнять творческие задания».
Что же касается организации занятий, то, по словам Евстигнеевой, детей из всех четвертых классов собирают в группы для изучения того или иного модуля и распределяют их по разным помещениям, а уроки по ОРКСЭ ставятся в расписании либо первыми, либо последними, «чтобы дети не разбегались».
«Если дети хотят изучать тот или иной предмет, мы обязаны им создать условия для этого, – считает И.Барыкина (Пензенская область). – Мы отдаем себе отчет в том, что это сложно, но если поставлена сверхзадача – обеспечить ребенку свободу выбора, мы должны работать на эту сверхзадачу. Мы будем очень стараться ее выполнить. Я понимаю, что в финансовом и кадровом отношении это сложно, но будем искать свои модели и варианты».
Однако преподавание одновременно нескольких модулей в одной школе – это, скорее, экзотика, исключение из правила, нежели широко распространенная норма.
Так, по свидетельству начальника отдела модернизации образования министерства образования Калининградской области Натальи Строгановой, в сельских школах преподается, как правило, один – максимум два модуля.
Правда, как выясняется, во многих опрошенных нами городских школах также свели количество модулей к минимуму.
В этом случае напрашивается вопрос: удалось ли выдержать в таких школах светский характер преподавания?

Тревожные сигналы

Руководители органов управления образованием пилотных регионов – Калининградской, Пензенской областей, Еврейской автономной области – в один голос заявляют, что с подобными жалобами родители на «горячую линию» не обращались.
За информацией мы обратились к управляющему делами Российского объединенного союза христиан Веры Евангельской, члену Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Константину Бендасу. По данным независимого мониторинга, который проводила эта организация в 19 пилотных территориях, каких-то серьезных конфликтов на почве введения этого курса замечено не было.
«Но есть ряд регионов, где ОПК преподают педагоги, которые достаточно агрессивно навязывают определенную идеологию, и их уроки не отличаются от Закона Божия. То есть светский характер преподавания не выдерживается», – говорит К.Бендас.
По свидетельству К.Бендаса, поступали отдельные тревожные сигналы из 4 субъектов РФ (в том числе Удмуртии, Томской, Новосибирской, Свердловской областей), которые касаются в основном невозможности для учащихся и родителей избрать тот или иной модуль курса. Объясняя причины ограничений, администрация школы ссылается на отсутствие дополнительных ставок, финансирования и т.д.
Кроме того, отмечается недовольство со стороны преподавателей, потому что из-за введения этого курса приходится урезать часы на чтение и природоведение.
«Я думаю, таких жалоб будет гораздо больше с начала учебного года, так как лето было горячей порой во всех отношениях и людям было не до нравственного воспитания», – считает наш собеседник.