Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ


Остапенко Андрей

...И все это вместе взятое называется «модернизация»

Давно известно, что имя влияет на судьбу его носителя и что перемена имени меняет ход жизни. Это справедливо как для отдельных людей, так и для крупных социальных систем. Мы даже не заметили, что из просветителей мы превратились в образованцев; школьный аттестат перестал быть «аттестатом зрелости». А то, что мы теперь ежедневно делаем в школах, — это не взращивание «доброго и вечного», а «предоставление образовательных услуг». И многое другое изменилось, как будто другая музыка заиграла. А главное, изменились смыслы. А всего-то нас незаметно переименовали.

Абракадабризация как средство хаотизации смыслов

Вы можете представить себе название учреждения, на вывеске которого четыре раза фигурирует слово «образование», трижды – «администрация» и трижды «муниципальное» в разных падежах? Не можете? Посмотрите.
А как вам: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества «Электрон» муниципального образования город N? (Я уже молчу про три кавычки). Или такое, например: Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Информационный ресурсный центр дополнительного образования для детей «Школьник»» муниципального образования город N? (Я молчу про удвоенную кавычку).
Одно ясно точно. Если в наименовании появляется сочетание «администрация администрации» или «управление управлением», то это явный признак геометрически «размножающегося» чиновничества, которого в образовании за последние 10 лет стало больше в 7–12 раз (в зависимости от региона).

Аббревиация как средство разрушения смыслов

После того, когда становится ясным, что такую абракадабру выговорить невозможно, ее начинают сокращать.
Воспитатели и педагоги дополнительного образования уже ходили на работу в МУДО. Сами понимаете, как они должны были называться. Когда вдруг поняли, что такое слово в словаре великорусского языка В.И.Даля уже есть и имеет строго определенный смысл, срочно еще раз переименовали детские сады в МДОУ, а центры детского творчества в МУДОДы. Учителя теперь ходят на работу в МОУСОШ, где две буквы «О» обозначают почему-то одно и то же. Управленцы ходят на работу в УО. Кто учился в педвузе, хорошо помнит, что за этими буквами скрывалось понятие «умственно отсталый».
И все эти люди бесконечно занимаются БУПами, НСОТами, ФОТами, СтэПами, ПопСоветами, КПМО, а в конце учебного года на языке у них только МЭКи, ТЭКи, РЭКи, ОУППЭ, РЦОИ, ЦОКО, потому что ЕГЭ. И все это вместе взятое называется модернизацией и ПНПО. Такой вот сленг. Непосвященному вход воспрещен.
«Высший пилотаж» аббревиации в образовании – это МУДОФОН. Муниципальное учреждение дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности. Например, МУДОФОН «Центр спорта для детей и юношества» или МУДОДФОН «Центр массового спорта».

Закавычивание как средство придания условности смыслам

Теперь о кавычках. Для того чтобы ни у кого не было сомнения в том, что школы и университеты по-настоящему стали ненастоящими, их названия взяли в кавычки. Московский университет теперь называется ФГОУ ВПО «МГУ им. М.В. Ломоносова». Из школьных учебников хорошо известно, что в современном русском языке кавычки выполняют следующие функции: а) выделение безабзацной прямой речи и цитат; б) выделение условных (собственных) наименований; в) выделение слов, которые употребляются в необычном, ироническом, особом значении. Поскольку в этом словосочетании прямой речи нет, стало быть, МГУ теперь либо условное наименование, либо без иронии о нем говорить нельзя. Д.Э.Розенталь указывает, что кавычками выделяются слова устарелые или употребленные в ироническом или условном значении. В каком же значении – непривычном, необычном, устарелом, условном или ироничном – употребляется нынче название уважаемого университета? Похоже, во всех сразу. Теперь МГУ – «университет» в кавычках, то есть ненастоящий, условный, или понарошечный, как говорят дети.
…Одним словом, народное просвещение превратилось в народное образование, потом перестало быть народным, а теперь мы становимся свидетелями того, как оно становится «образованием» в кавычках и сферой образовательных услуг.

P.S. А вот какими словами из уст большого начальника заканчивалось совещание руководителей учреждений дополнительного образования в управлении образования южного города N: «МУДОДЫ свободны, МУДОФОНы задержитесь!» Печалит то, что это не анекдот. А вдвойне печалит то, что никого из присутствующих эта фраза не возмутила и не рассмешила.