2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА
Чувствовать в ребенке равного себе душой
Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»
Трудные дети. Это те, у кого нет душевных контактов со взрослыми.
Трудные родители. Те, кто не умеет и не хочет устанавливать контакты, не ищет общего языка с детьми, а добивается, чтобы ребенок хорошо учился и хорошо себя вел только потому, что «сколько раз тебе говорить».
Многие думают, будто управлением мы научаем ребенка подчиняться законам, создаем привычки общежития. Это мнение тем более обманчиво, что оно вроде бы отвечает здравому смыслу. В действительности же только общение делает детей воспитуемыми.
Управление ограничивает, гнетет, а общение вызывает к жизни дух, уравнивает неравных, очеловечивает. Где нет общения, там и управление детьми невозможно – они не слышат старших, не уважают их, не любят труда и остерегаются законов лишь постольку, поскольку боятся быть пойманными. Чем больше уповаем мы на одно лишь управление, тем хуже результат воспитания.
Но как я могу быть равным с ребенком? В каком смысле?
Ведь не равны между собой старший и младший, академик и трехлетняя девочка, полководец и солдат. Не равны ум, опыт, возраст, таланты, положение – во всех направлениях люди не равны между собой.
Однако есть в них что-то такое, что позволяет им общаться, сочетаться: души их равны. В чувствах мы все равны.
Конечно, шестидесятилетнего академика Александра Николаевича радует не то, что радует трехлетнюю девочку Надю; но сама радость, само их чувство радости в основе своей одинаковы. Общение академика с Надей может не состояться лишь потому, что Надя превосходит академика: она умеет радоваться так, как ему уже недоступно. А всякое превосходство мешает общению.
Все могут общаться со всеми, но не все умеют это делать, не все взрослые нуждаются в общении. Душа высохла. Никак не снять с себя доспехи превосходства. Трудно разоружиться, открыться душой. Не получается почувствовать чужую душу равной. Не у всех хватает просто-душия, способности чувствовать просто.
Но в том-то и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребенке равного себе душой, в способности к душевному общению. Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце.
Дети больше нас нуждаются в общении со взрослыми. Пока разум не развит, душа занимает во внутреннем мире гораздо больше места, почти все пространство психики; но одно из главных свойств души состоит в том, что она жаждет общения, и не с человеком общения, а именно с душой другого человека, с чужой душой. Без общения детская душа не развивается, она не может ни любить, ни верить, ни надеяться – она хиреет.
Юноша-десятиклассник сетует: «Ну как же так, шестнадцать лет живем с родителями под одной крышей, а общего языка не находим».
Потому что общий язык – это не язык команды и послушания. Это язык веры. Язык надежды. Язык любви.