НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Чем мы можем помочь погоде?
О глобальном потеплении и нестандартном мышлении
Когда решение проблемы не находится прямо перед нашими глазами, мы, как правило, считаем, что проблема вообще
не имеет решения. Но история раз за разом показывает,
что подобные предположения неверны. Человечество обладает великолепной способностью находить технологические решения для неразрешимых на первый взгляд проблем, и скорее всего это произойдет и в случае глобального потепления. Дело здесь не в том, насколько мала или велика проблема. Человеческая изобретательность развивается всегда. Так думают американский экономист Стивен Левитт и его соавтор – писатель Стивен Дабнер.
От «Фрикономики»
к «Суперфрикономике»
О книге Стивена Левитта и Стивена Дабнера «Фрикономика» на страницах «Первого сентября» мы уже рассказывали три года назад, когда появился русский перевод. В 2005-м книга стала международным бестселлером. Речь в ней шла о том, что «правда жизни далеко не всегда правда, а элементарное мышление – не спасение, а ловушка». И вообще: неожиданное – это в большей степени норма жизни, чем ожидаемое и прогнозируемое.
С тех пор читатели ждали продолжения. Особенно когда начался мировой экономический кризис. Экономист-диссидент Левитт, специалист по разного рода «эффектам бабочки», уж точно должен был объяснить, какая бабочка и где взмахнула крылом, да так, что обрушился ипотечный рынок США…
Но когда продолжение вышло в свет (русский перевод: Стивен Левитт, Стивен Дабнер, «Суперфрикономика». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2010), оказалось, что о кризисе там почти ничего нет. Зато много сказано о том, что в последние месяцы оттеснило экономику и политику на второй план.
Мы и жара
Аномальная жара стала для многих жителей Северного полушария, в том числе и для многих из нас, той самой неожиданностью, которая на глазах превратилась в норму. Конечно, нельзя сказать, что нас совсем уж не предупреждали. Глобальное потепление, парниковый эффект и вообще изменения климата давно стали частью современной культурной мифологии, успели превратиться в банальный сюжет для фильма-катастрофы. Новый Всемирный потоп или палящий зной стали поводом для очередной сказочной истории преодоления, как в «2012», или героического поражения, как в триллере «Знамение», когда человечество сгорает в лучах безжалостного Солнца под звуки Седьмой симфонии Бетховена. Поэтому задымленные московские улицы, горящие леса и «огненный шторм», земля, покрытая огромными трещинами, полностью выжженные поля – все это поначалу казалось цитатой из недавнего голливудского блокбастера. А когда стало ясно, что вовсе это никакая не цитата, а окружающая реальность, пришло чувство безнадежности: человек оказался совершенно беззащитным перед погодой. И вся мощь созданной им цивилизации как-то сразу перестала быть мощью – до первой поломки кондиционера (и даже простого вентилятора) или отключения электричества.
Повод для оптимизма
Конечно, главный удар общественного гнева приняли на себя синоптики, которые, как всегда, в глазах окружающих превратились из наблюдателей за погодой в ее хозяев.
А экологи стали чем-то вроде жрецов и пророков новой религии: ведь говорили же они, что Судный день настанет и человечество расплатится за грехи неумеренного потребления и загрязнения среды.
На общем фоне летних обсуждений и настроений Стивен Левитт снова выглядит диссидентом. Прежде всего в силу своего оптимизма. 95 процентов вероятности к пяти, заявляет он, – с человечеством и планетой все будет хорошо. А может, и 99 к одному. А может, и все сто. Не потому, что земной климат вот так сразу возьмет и поменяется обратно – в более приятную сторону. Просто автор «Суперфрикономики» верит в человеческую способность изобретать. И не верит в безвыходные положения.
Собственно, вся «Суперфрикономика» – это собрание примеров того, как разрешаются проблемы, которые кажутся абсолютно не решаемыми. И история с глобальным потеплением – лишь один такой пример, устремленный в будущее.
О лошадях, незамеченных бабочках
и запахе бензина
Например, если мы заглянем в прошлое, на сто с небольшим лет назад, то одним из главных неразрешимых тупиков для быстро растущих больших городов окажется проблема лошадиного навоза. К концу XIX века уже сформировалась цивилизация мегаполисов. А значит, возникла потребность в системе городского транспорта. Поголовье лошадей стремительно увеличивалось. Они были единственно возможной силой, приводившей в движение экипажи, кебы, дилижансы и первые трамваи. Городские службы не успевали убирать за животными, и многие заговорили о катастрофе. Загаженные улицы мировых столиц неизбежно становились рассадником эпидемий. К тому же лошадиный корм постоянно дорожал. Не говоря о том, что в теплое время года в городах было невозможно дышать.
То, что в 1898 году в Нью-Йорке собралась Первая международная конференция по вопросам городского планирования, совершенно объяснимо. Главной повесткой дня был вопрос, связанный с конским навозом, потому что все большие города мира в то время переживали один и тот же кризис. Никакого решения найдено не было. Участники заявили, что дальнейшее продолжение работы бессмысленно, и завершили конференцию через три дня вместо запланированных десяти. В газетах появились апокалипсические заголовки: «Через пару десятилетий города задохнутся в собственных миазмах! Спасения нет!» Впрочем, наш великий химик Дмитрий Иванович Менделеев парой десятилетий не ограничивался и называл проблему лошадиного навоза главной для человечества и в 2000 году.
Но незамеченная бабочка уже за 11 лет до памятной нью-йоркской конференции летала над головой немца Готлиба Даймлера, который изобрел двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Она же, наверное, пролетела чуть позже над трехколесной самодвижущейся повозкой Карла Бенца.
Всего через десятилетие городские улицы запахли бензином. А лошадиный навоз превратился в ценное удобрение.
Расплата за неожиданное спасение была впереди.
От автомобиля к Апокалипсису?
«Решения, которые спасли мир в ХХ веке, начали представлять опасность в следующем столетии, – пишет Левитт, – у автомобилей и у электрических трамваев имеются свои негативные внешние факторы. Выбросы окиси углерода, связанные с использованием на протяжении столетия более чем миллиарда автомобилей и тысяч электростанций, работающих на угле, приводят к нагреванию атмосферы Земли. Подобно тому как продукты жизнедеятельности лошадей в свое время начинали угрожать цивилизации, сейчас то же самое происходит вследствие деятельности человека. Мартин Вейцман, экономист Гарвардского университета, занимающийся вопросами экологии, считает, что существует 5-процентная вероятность того, что глобальная температура повысится настолько, что будет уничтожена планета Земля в привычном нам виде. В некоторых кругах – например, в СМИ, которые зачастую очень любят рассуждать о тех или иных апокалипсических сценариях, – фаталистические настроения заходят еще дальше».
Но «это не должно нас удивлять, – продолжает автор. – Мы не утверждаем, что наш мир совершенен. И не всякий прогресс хорош на самом деле».
Просто технологические решения могут быть найдены, и вполне вероятно, могут оказаться проще и соответственно дешевле, чем могут себе представить пророки катастроф.
Извержение по расписанию
Кое-что подсказывает сама природа. Когда на проблему потепления обратили внимание, один из самых неожиданных положительных внешних эффектов пришел поначалу, как указывают Левитт и Дабнер, облаченным в одежды стихийного бедствия.
15 июня 1991 года началось извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах. Оно стало самым мощным вулканическим извержением за последние сто лет. Через два часа после начала извержения серная зола поднялась в небо выше чем на двадцать пять километров. А к моменту окончания извержения Пинатубо выбросил в стратосферу более 20 миллионов тонн двуокиси серы. Образовавшаяся в стратосфере дымка двуокиси серы подействовала, как слой солнцезащитного крема, и позволила сократить количество солнечного излучения, достигающего Земли. В течение следующих двух лет, по мере оседания дымки, Земля постепенно охладилась в среднем на 0,5 градуса по Цельсию. Фактически одно-единственное извержение вулкана повернуло вспять (хотя и временно) весь процесс глобального потепления, происходивший на протяжении столетия.
Связь между вулканами и климатом была обнаружена давно. Еще Бенджамен Франклин полагал, что извержение вулкана в Исландии в 1784 году вызвало особенно суровую зиму и прохладное лето с постоянными туманами по всей Европе и большей части Северной Америки. В 1815 году мощное извержение вулкана Тамбора в Индонезии привело к «году без лета» – всемирной катастрофе, убившей множество посевов и завалившей Новую Англию снегом в июне.
Получается, дело остается за малым: заставить вулканы извергаться по расписанию и выбрасывать двуокись серы в достаточных количествах. Вот, правда, недавнего извержения в Исландии, по всей видимости, не хватило, чтобы предотвратить нашу жару…
Геоинжениринг – это воздушные
шары и садовые шланги
Поразительно остроумный и дешевый способ спасения мира предложили в корпорации IV – Intellectual Ventures. Ее вместе с биофизиком Эдвардом Юнгом в 2000 году основал Натан Мирволд, тогда – директор по технологиям компании Microsoft.
Специалисты из IV считают, что дожидаться очередного «правильного» извержения вулкана вовсе не стоит. Диоксид серы можно распылять в стратосфере искусственно, причем в количествах, которые достаточны для того, чтобы «охладить» Землю, и не представляют токсической угрозы для живых организмов.
Сама идея напоминает голливудский сценарий не меньше, чем новейшие проекты Апокалипсиса. По крайней мере спецэффекты предполагаются. Чтобы спасти мир, нужно всего лишь несколько базовых станций, на которых будет сжигаться сера. От станций в стратосферу будут протянуты легкие и длинные шланги, напоминающие пожарные или садовые (рабочее обозначение проекта так и звучит – «садовый шланг»). Чтобы держаться в вертикальном состоянии, шланги крепятся к цепочкам воздушных шаров. В компании эту систему называют «нитками жемчуга». Бесцветная дымка, окутывающая Землю, спасет ее от избытка солнечного излучения. Такая технология получила название «одеяла Будыко» – по имени известного советского ученого-геофизика, обнаружившего, что загрязнение атмосферы может оказывать не только отрицательный, но и положительный эффект.
Методика планомерного воздействия на состояние планеты, или геоинжениринг, сегодня способна напугать и без того взволнованную общественность. Люди, предлагающие бороться с глобальным потеплением посредством дальнейшего загрязнения атмосферы, выглядят, мягко говоря, подозрительно. Даже если представители IV и объясняют, что это не окончательное решение. Может быть, это только способ выиграть время, в течение которого можно придумать что-то еще…
Глава о глобальном потеплении вызвала, понятно, много возражений и очень эмоциональное обсуждение на страницах «Нью-Йорк таймс» и журнала «Нью-Йоркер». Тем более о проекте Мирволда и его коллег восторженно рассказывали не климатологи, не геофизики, не экологи, а всего лишь экономист и писатель. И совершенно не исключено, что в конечном счете «садовый шланг» окажется очередной ошибкой. Но может, и не окажется, как бы странно и несерьезно ни выглядел.
Ведь такими же экстравагантными чудаками, совершенными фриками, смотрелись когда-то Даймлер и Бенц на фоне своих солидных и серьезных современников, занятых проблемами городского благоустройства.