Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

НА ПОРОГЕ УЧЕБНОГО ГОДА


Гришина Ирина, Конасова Наталия

Директора не торопятся с модернизацией

Исследования показывают, что большинство школьных администраторов занимают выжидательную позицию по отношению к новаторским инициативам министерства

Сотрудники кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) провели исследование, проясняющее подход руководителей образовательных учреждений города к планированию работы школы в новом 2010/11 учебном году. В ходе опросов проявились некоторые принципиальные управленческие установки, которые, на наш взгляд, характерны для многих директоров школ не только Санкт-Петербурга, но и других российских регионов.

Как выяснилось, большинство руководителей школ в новом учебном году не планируют кардинальных изменений в организации образовательного процесса в связи с введением стандартов в начальной школе. Так, более трети руководителей относят разработку образовательной программы для начальной школы в соответствии с требованиями стандарта на будущее.
Не слишком актуальной видится директорам и задача подготовки программы духовно-нравственного воспитания. К ее введению готовы лишь 20% опрошенных.
Руководители образовательных учреждений предпочитают осуществлять подготовку к грядущим преобразованиям поэтапно, вписывая в образовательные программы и программу развития локальные управленческие проекты, предполагающие внедрение отдельных изменений в области идеологии и содержания образования. К примеру, в наступающем учебном году большинство опрошенных директоров (72%) планируют реализовать проекты, связанные с «внедрением компетентностного подхода средствами надпредметных программ». Эта задача согласовывается с целями стандарта второго поколения по формированию системы общеучебных действий. Многие директора готовят свои школы к реализации идей индивидуализации образования. 49% опрошенных планируют организовать методическую работу по корректировке рабочих учебных программ, определяя возможные уровни познавательной самостоятельности учеников, выделяя темы для самостоятельного изучения. При этом значительная часть предполагаемых нововведений связывается с расширением возможностей ИКТ.
Отметим также, что самой востребованной программой повышения квалификации оказалась программа, посвященная сугубо экономической проблематике осуществления в системе образования государственных закупок и госзаказа. Этот выбор свидетельствует о том, что директора осознают серьезность вызова, связанного с изменением в сфере экономики образования, переходом к финансовой самостоятельности школ.
Но в целом позиция директоров по отношению к инновациям остается выжидательной. Изменить ее, судя по высказываниям респондентов, можно лишь через предельно четкие, инструментально оснащенные нормативные акты федеральных, региональных органов управления образованием, в которых будут прописаны и закреплены условия, выделены ресурсы на введение инноваций. Интересно, что опрос 2008/09 учебного года, посвященный изучению отношения к внедрению системы государственно-общественного управления образованием, показал, что главным препятствием на пути распространения этой системы также является неполнота и размытость нормативной базы.