Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Учитель в энной степени

Профессиональный портрет на фоне августовского педсовета. Между серьезностью и иронией

На пороге нового учебного года нас терзает долг: надо садиться за работу! Но жара, но смог, но апатия. Хорошо просто побродить по образовательному интернету, почитать-пописать в сети. Маршруты у всех разные, впрочем, основные идеи, как всегда, носятся в воздухе и осеняют всех разом. Вдруг началось поветрие классифицировать все и вся: политиков, продукты питания, климатические территории, фольклорные мотивы. В философском сообществе, например, типологизируют философов: стоики (придерживаются активной «стоячей» позиции), сидики (предпочитают сидеть), лежики…
А в педагогическом – расписывают «Пять степеней учителя»: идет акция на http://11.pedsovet.org/.

Тут все серьезно: учитель-личность, учитель-профессионал, учитель-ученик, учитель-исследователь, учитель-гражда­нин. Люди пишут, высказываются. Большинство – на тему исследовательской работы, видимо, в эту сторону нас активно продвигают. Умы занимает вопрос, как стать личностью. Похуже (количественно) – с ученичеством учителя. А позиция «гражданин» самая непопулярная.
Что же до стиля, то больше всего восхищает ирония и самоирония. Вроде в шутку говорится, а и всерьез. Есть, есть такой многозначительный учительский прищур, который предваряет его тонкую словесную проходочку в адрес темы, которая сама по себе сомнительна.
Но давайте почитаем…

Каждый из 1 360 000 российских учителей – личность

«Учитель входит в класс со словами: «Здравствуйте, садитесь». Мальчишки и девчонки смотрят на учителя и пытаются понять, кто перед ними. «Монблан»? «Гамлет»? «Тетерев»? «Китайская стена»? «Локатор»? «Робот»? «Я сам»? Или «Союз»? Например, если учитель легко и непринужденно ведет диалог, держит класс в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате класса и гибко реагирует на них ? школьникам повезло. Их учитель – союзник».
«Всего выделено более пятидесяти личностных свойств учителя, я приведу список в алфавитном порядке: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность…»

Учитель, способный улыбаться, – профессионал

«Стать настоящим профессионалом в учительском деле очень просто: нужно иметь высокие свидетельства успехов своих учеников, победы в профессиональных конкурсах разного уровня и собственные методические разработки по преподаваемому предмету».
«Учитель сегодня – это актер, разведчик, писатель и IT-специалист в одном лице. Педагог обязан владеть собой в любой ситуации, тренировать свою память, слух, быть осторожным, уметь описывать свой опыт, заодно следя, чтобы вся эта мультимедийная техника не подводила».
«Профессионал не повышает голос на детей, размножается вегетативно и никогда не уходит в декретный отпуск и отпуск по уходу за детьми. Читает перед сном Фукуяму или Асмолова, отвергает табак, вино и передачу «Дом-2». Запросто выдает 5 страниц профессионального текста, умеет работать в диалоговом режиме и проблемном поле, помнит дни рождения всех детей в классе. Не возмущается, что его обнесли 87 рублями при распределении премии».

Учитель – вечный ученик

«Кажется, Аристотель сказал: «Хороший учитель начинает обучение с себя». И это, безусловно, вызывает у всех бурный протест, потому что требует глубинной работы над собой».
«Мы хотим получать, а не учиться. Мы хотим, чтобы нам «дали». Это ошибка. И тут важно не обижаться».
«А что! Учителя всегда готовы сесть за парту и шагать в ногу со временем!»

Мы – исследователи

«В Евангелии есть замечательная притча о талантах, говорится об их приумножении, о том, что «исходный капитал» дан каждому. Это имеет прямое отношение к педагогическому исследованию».
«Учитель-исследователь – это на всю жизнь. Без отпусков. Но проблема: надо найти учителей, склонных к исследовательской деятельности, и ученых, способных руководить их диссертационными исследованиями».
«А вот расскажите, чему можно было бы научиться лично у вас? Ведь наверняка есть у вас что-то такое?!»
«Скиньте мне на флешку вашу информацию. – Что именно? – А все. Все, что у вас есть».

Но гражданином быть обязан

«Это аксиома: хороший учитель – гражданин. Для начала откроем энциклопедический словарь экономики и права и узнаем точное значение этого слова. Их несколько».
«Простого однозначного ответа на вопрос о том, как воспитать человека-гражданина, пока нет, если он, такой ответ, вообще возможен. А вот вопрос, безусловно, достоин самого пристального и широкого обсуждения».
«Горе обществу, в котором учитель нищий. Я думаю, этой древней мудростью сказано все про учителя-гражданина в нашей стране».
«Медведев заметил, что реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы в Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность. Я давно на пенсии, работаю, работаю, но конкурентов у меня что-то нет».

Итого

Интересно, правда? Когда-то Просвещение учило: «Делай, что должно». Устав Телемского аббатства гласил: «Делай, что хочешь». Сегодня истина желания уже никому не кажется очевидной, как и истина долга. Сегодня хорошо получается у тех, кто выбирает делать то, что ему интересно. Не «застолбить» ли учителям категорию «интересно» как ведущую и удерживать в любых ситуациях.
Тогда – прорвемся. Какими бы в международных рейтингах мы ни были – шестьдесят седьмыми из семидесяти или двадцать четвертыми из двадцати девяти.