Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Третья тетрадь
Детный мир

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Из воспитания ничего не получается, если нет сердечной тяги к людям, любви

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Вопроса нет: любовь к людям – непременное свойство каждого привлекательного человека. Но для педагогики здесь много сложностей. «Как это – учить любить людей? Одни достойны любви, а другие – нет».
Тут мы сталкиваемся с одним из самых трудных вопросов нравственности и воспитания. Да, всех любить невозможно, но из воспитания ничего не получается, если нет сердечной тяги к людям, любви.
Стремимся ли мы увидеть в людях доброе или торопимся осудить?
В социальной психологии руководители оцениваются, в частности, по тому, как они относятся к НПС, к наименее предпочитаемому сотруднику. К худшему из всех! Так и в жизни. Свойства человека, его духовность и даже успех сильно зависят от его отношения к худшему из окружающих его людей, может быть, и враждебно настроенному.
Но присмотримся, прислушаемся – растет маленький человек и слышит: тот плох, потому что глуп. Тот пьяница. Тот злой. Тот жадный. С тем не водись и с этим не водись. Оказывается, все вокруг дурные! Пришли гости в дом, их принимают, угощают, а ушли – перемывают им косточки, подсчитывают расходы. Мне возразят: мало ли кто приходит в дом. Но коль скоро мы хотим воспитать хороших детей, то ведь надо же чем-то и поступиться. Пока в доме дети, то хотя бы ради них не имеем мы права принимать ни одного человека, о котором мы не можем не говорить дурно. В нашем доме должны быть только хорошие люди, в нашем доме о людях говорят только хорошо. Почти невыполнимое правило. Но потому-то и вырастают у нас плохие дети, что трудно его выполнить.
Если ребенку с детства не внушают: «Не осуждай», он не станет добрым, и в конце концов родители первыми попадут в число тех, кого любить не стоит. И будем восклицать: «Бессердечный, отца родного не жалеет!» Не жалеет. Это мы научили его никого не щадить.
Если любовь к людям не воспитывать, то на всякое наше «так нельзя» подросток рано или поздно спросит: «Почему?» – «Да потому, что люди пострадают от этого!» – «Ну и что?» – спросит он, ухмыльнувшись, или удивится. Пробить эту броню уже невозможно.
Поэтому когда в доме дети, мы стараемся почаще хвалить людей, удивляться: «Прекрасный человек! Чудесный!» Пусть мальчик-подросток подшучивает: «Мама, у тебя все добрые и красивые». Завтра он и сам увидит людей красивыми, добрыми, интересными.
Не побоимся отдавать из дома все, что можно, не побоимся трат. Любой подарок, любая помощь кому-то возвращается нам сторицей – богатством добра в душе ребенка.
Наша воспитательная сила прямо пропорциональна силе нашей любви к людям. Не к нашему ребенку, а к людям!