СТРАНА - КАНИКУЛЫ!!
Десять строк вместо планов и отчетов
Писать – наказание для учителя. Лучше урок провести, чем писать страницу текста. Хотя, конечно, писать – дело полезное. Письмо дает мысли оформиться – приобрести форму.
И мы отказались от бумажного оборота в школе. Главная причина – «педагогическое письмо» невольно толкает человека в казенный, ничего не значащий язык. Такие бумаги невозможно писать и еще невозможнее читать. Поэтому единственная «бумага», которую в нашей школе пишет учитель вместо всех планов и отчетов, – это десять строк. Десятистрочие.
Начиная каждый проект или отчитываясь о проделанной работе, учитель пишет о том, что он собирается делать или уже совершил. Городу и миру. Детям, родителям и коллегам – десять строк о сути и смысле работы. Что делали? Зачем? И чем все кончилось?
Оказалось это делом трудным – труднее календарного планирования и годовых отчетов! В нескольких строчках сказать о главном: и чтоб дети встрепенулись, и родители оценили, и директор понял…
Литература, 5 класс. Чего больше всего хотят одиннадцатилетние дети? Общаться, двигаться, играть. А их родители? Чтобы дети читали хорошие книжки… Мы читали сказки и мифы: африканские, китайские, индейские – и показывали их «на сцене». Вот как прошло первое занятие. Кирилл В. подарил идею. «Я предлагаю поставить, – сказал он, – сказку о том, как один король решил построить лестницу до Луны». Сценарий был готов через 40 минут. У нас получилась «китайская сказка» с трехглавым драконом, феей горного озера, императором Цинь Шу и прочими персонажами. К концу второго урока «спектакль» был готов, и мы показали его тут же ученикам 2 «Б» класса, где учится Соня В., сестра одного из актеров…
История, 9 класс. Предмет исследования – советское общество 70–90-х годов. Недавнее прошлое, которое еще застали пятнадцатилетние подростки. Через фильмы, песни и рассказы родителей. Фильмы: «Город Зеро», откуда нет обратной дороги, и «Убить дракона», в котором дракона так и не убили… Песни: Высоцкий и Галич. И интервью, которые брали у лиц, переживших эту эпоху, – у пап и мам. Смысл работы – дать широкое, стереоскопическое видение истории. В узком, прикладном значении – учились анализировать фильмы и тексты, писали работы разных жанров, что, конечно же, пригодится и на экзаменах в будущем.
Французский язык, 7 класс. Все вертелось вокруг переписки. Реальной переписки с французскими школьниками (в этом году три группы детей – три класса). Мы получили письмо. Его надо прочитать – учимся читать. Надо понять, что написано, – учим новые слова и грамматические правила. И наконец, надо ответить друзьям – пишем свое письмо… Параллельно шел учебник, ведь не всегда письма приходят прямо к уроку. Но все же главное – это переписка. И все аспекты языка: фонетика, лексика, грамматика, умение говорить и писать – мы пропускали через переписку.