СТАРШАЯ СТУПЕНЬ
Почему в школе много «неопределившихся»?..
Помочь ученикам правильно выбрать профессию нельзя. Но можно воспитать у детей культуру выбора
Прокомментировать результаты исследования мы попросили заведующего лабораторией социально-професссионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Николая Родичева и ведущего научного сотрудника Центра социально-профессионального самоопределения ИСМО РАО
Павла Лернера.
О «правильной» профориентации
Павел Лернер. Согласно данным исследования в 9–11-х классах для 49% школьников выбор специальности не является окончательным, а еще 20% школьников относятся к не определившимся в выборе. По нашим оценкам, в выборе специальности затрудняются более 75% школьников. И это хорошо, поскольку для осмысленного выбора у них нет никаких оснований. Содержание общего среднего образования не работает на расширение представлений школьников о характере профессиональной работы, о том, что делают математики, биологи, инженеры, даже врачи, учителя и журналисты. Проблема еще более обостряется в случае «партнерства» школ с вузами, когда происходит манипулирование выбором бренда вуза (даже не факультета).
Николай Родичев. В школе надо говорить о формировании культуры выбора, а не о правильном выборе профессии. У школьников, даже если это старшеклассники, качества, необходимые для выбора будущей профессии, находятся еще в зачаточном состоянии. Чтобы сделать такой выбор, человеку необходимо осознавать свои жизненные цели, понимать, в каких условиях ему предстоит их реализовать, какие ресурсы для этого потребуются и как эти ресурсы согласуются с целями и условиями. Но, к примеру, способность качественно характеризовать ресурсы с точки зрения поставленных целей у молодых людей, как показало исследование кандидата психологических наук Н.Васильевой «Динамика разрешения конфликтов развития в юношеском возрасте», появляется только к 19–21 году. До 19 лет ресурс представляется ребятам чем-то универсальным и они учитывают лишь количественное приращение ресурсов. А в 19–21 год юноши и девушки начинают видеть, какие ресурсы нужны для достижения конкретных целей.
Надо также учитывать, что в современном обществе человек не выбирает профессию «раз и на всю жизнь». Поэтому сводить профессиональное самоопределение к разовому выбору – большая ошибка. В этой связи вспоминается история нашего сотрудничества со специалистами, работающими с сиротами. Так вот эти люди говорили нам, что важно не то, какую профессию выбирают юноши и девушки, а то, что происходит с ними, когда они теряют первое место работы. На наш взгляд, это во многом справедливо и для более благополучных в социальном плане ребят – важно, насколько будущий студент готов к тому, что его ожидания при выборе конкретного профиля профессионального образования могут разойтись с реальностью. А ведь, как правило, так и происходит. И основной вопрос здесь, знает ли молодой человек, что ему делать, когда он поймет, в чем именно он ошибался, где и у кого ему искать помощи, к каким источникам информации обращаться? Более того, говорят, что наиболее успешны в профессии те, кто изначально стартовал не в ту сторону, но своевременно смог переориентироваться и взять дело своей жизни в свои руки.
Об интересе к профессии
П.Л. Судя по результатам исследования, интерес к профессии определяет выбор профиля профессионального обучения примерно у половины учеников. Для такого важного фактора это совсем небольшой процент. И это неудивительно в ситуации, когда у школы нет ресурсов для полноценной профориентации. Курсик на 12–18 часов (да еще в 8 или 9 классах) становится еще одним отчужденным предметом. Здесь надежда на медиаобразование, к которому должно быть привлечено внимание старших школьников, – это должно стать механизмом поддержки самоопределения, частью образовательной среды.
Н.Р. Возможно, в какой-то мере мотив интереса к профессии присутствует. Но, как правило, подростки не знают, какие именно у них есть возможности для того, чтобы «интересоваться профессией», не умеют этого делать.
О «балласте» в вузах
П.Л. В исследовании говорится, что с началом обучения в вузе у многих студентов закрадываются сомнения в правильности выбора специальности. С нашей точки зрения, 17-летний выпускник школы в принципе не может осмысленно выбрать (с перспективой на 6–10 лет) профессию и специальность. Поэтому в вузах должна появиться служба сопровождения профессиональной карьеры.
Н.Р. Скорее всего для большинства вузов нашей страны так называемый «балласт» уже заурядное явление. Общая тенденция такова, что для молодежи «шагом от общего образования к специализации» становится переход от бакалавриата к магистратуре или выход на рынок труда, в «сектор доучивания».
О необходимости
«профессионального лифта»
П.Л. Практически половина школьников сделали свой профессиональный выбор, следуя совету родственников, друзей или знакомых. И это печально, так как критерии выбора образовательного маршрута и выбора будущей профессии школьникам, равно как и их советчикам, не известны. Негативными следует признать и попытки профессиональный выбор школьников определять психологическими тестами. Или результатами ЕГЭ. Слаб вклад и дней открытых дверей, на которых модным стало проведение пробных ЕГЭ или экскурсий.
Исследование выявило еще одну примечательную тенденцию – самоопределение в области профессионального образования, как правило, начинается с того, что школьники разделяются на две группы: тех, кто собирается поступать в вузы, и тех, кто намерен поступать в средние профессиональные учебные заведения. И эта тенденция – негативная. Самоопределение предполагает выбор области профессиональной работы – например, материальное производство или медицина, педагогика или экономика, менеджмент или наука. А главное – это выбор деятельности, которая будет занимать значительную часть жизни. Чтобы молодые люди могли совершить такой выбор, у них должен быть «профессиональный лифт», дающий возможность попробовать себя «внизу» (НПО), на уровне СПО, на уровне специалиста (ВПО) – другими словами, еще в школьные годы надо выполнить разноуровневые пробы.