ОРИЕНТИРЫ
Может пригодиться...
Центры открытого образования стремятся к сотрудничеству с учителями, предлагая педагогам вместе с детьми включаться в сетевое проектирование и другие инициативы. Здесь мы расскажем о некоторых возможностях такого сотрудничества.
Образовательный вики-проект Letopisi.ru (www.letopisi.ru/ ) стартовал в 2006 году. В своей основе Letopisi.ru – это коллективная гипертекстовая энциклопедия, которая создается совместными усилиями взрослых и детей. Ребята вместе с педагогами либо самостоятельно создают и присылают описания городов, сел и деревень, мест, школ, событий и людей. Кроме того, члены сетевого сообщества Letopisi.ru инициировали множество локальных проектов. Например, проект Татьяны Пирог и Юрия Щербакова «Первоцветы» нацелен на защиту рано расцветающих растений, занесенных в Красную книгу. Желающим участвовать в нем предлагается изучить видовой состав первоцветов в окрестностях своего населенного пункта, провести специальное фотоисследование, пропагандировать меры по охране первоцветов. Проект предполагает нанесение мест произрастания первоцветов на карту Googl и создание фотоальбома «Первоцветы».
Проект Томского образовательного центра «Школьный университет» (http://mo.itdrom.com) – портал Dviger.com (www.dviger.com) ориентирован на потребности и интересы молодых людей 15–23 лет. На нем можно найти информацию, позволяющую себя занять и развлечь, но создан он не только для развлечений. Цели портала его создатели определили так: «предоставление широких возможностей для самореализации, интеллектуального и творческого развития, создание условий для формирования социально востребованных базовых и специальных компетенций за счет использования современных информационных технологий». Эти возможности включают в себя: участие в разных видах деятельности (реальных и виртуальных), таких как олимпиады, конференции, образовательные события (стажировки в виртуальных ИТ-лабораториях, виртуальные экспедиции и т.д.), тьюторская помощь в составлении индивидуальной образовательной траектории, мастер-классы, презентация своих способностей в «Галереях профессионального роста» (с последующим получением оценок или комментариев со стороны экспертов и/или других пользователей), участие в «Бизнес-центре» (выполнение заказов от реальных компаний) и многое другое.
На общероссийском информационно-образовательном портале Открытого образовательного альянса «5Ц» (www.5values.ru/) начинает работу программа «САМИ и ВМЕСТЕ», основная цель которой – поддержка сетевых молодежных проектов. Авторы программы предлагают всем желающим начинать формирование своей команды для разработки и дальнейшей реализации авторского сетевого проекта, используя возможности портала. Также здесь можно познакомиться с презентациями проектов, созданных участниками молодежных форумов, которые были проведены в 2009 году на озерах Ладога и Байкал. А при желании можно включиться и в уже начатую проектную работу. Например, стать участником проекта «Образ современного учителя глазами учащихся», разработанного на форуме «Лидер-Байкал-2009» группой «ТИП (С) и К». В чем суть этого проекта? По замыслу авторов проект должен стать связующим звеном между учеником и педагогом, которые «могут поговорить на одном уровне, с помощью сети Интернет (на сайте). Всем заинтересованным в подобном разговоре школьникам и педагогам предлагается посетить сайт www.obraz-uchitelya.do.am/.
Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru/) почти каждую неделю проводит эвристические олимпиады по всем предметам. Задания необычны: это открытые задачи без заранее известных ответов. Как пишут авторы проекта, «на таких олимпиадах школьники предлагают свои версии и гипотезы, отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия». Как пример подобной задачи авторы приводят задание для старшеклассников из эвристической олимпиады по математике на тему «Закономерность»: «Д.И.Менделеев придумал таблицу для размещения химических элементов. Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Кратко запишите положенные в основу своей таблицы признаки периодичности». Дистанционные эвристические олимпиады особенно полезны для учеников профильных классов, так как дают ребятам возможность проверить себя в выбранном профиле, создать личное портфолио, необходимое при поступлении в вуз. Но пожалуй, главный эффект – развитие нестандартного, самобытного, креативного мышления.