Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ


Шеваров Дмитрий

Письма Асе

В наше время, когда рвутся связи даже кровно родных людей, переписка старой женщины и маленькой девочки, лишь однажды видевших друг друга, выглядит чудом

Мы с дочкой навсегда запомнили тот июньский день 1995 года, когда судьба привела нас в дом преподавателя Петербургского электротехнического института связи Галины Евгеньевны Гернет. Это не был старинный особняк с высокими потолками.
Всего лишь питерская хрущевка на улице Омской. Но такой была хозяйка этого дома, что и по сей день, только заговорив
о Галине Евгеньевне, внутренне выпрямляешься и на душе становится яснее и просторнее. Статная седая женщина с балетной осанкой не могла скрыть изумления при виде такой разновозрастной «группы корреспондентов».
Асе было всего семь лет. Позднее Галина Евгеньевна призналась, что сочла меня тогда извергом: как можно таскать ребенка по командировкам, да еще заставлять его сидеть тихо в душных комнатах, пока взрослые не выяснят исторические подробности.
А подробности эти касались судьбы отца Галины Евгеньевны – легендарного капитана Евгения Сергеевича Гернета. Он защищал Порт-Артур в Русско-японскую и командовал Азовской флотилией в Гражданскую. Как дипломат работал в Японии, как полярник изучал Арктику. Картами, которые он составил, пользовались Папанин и Чкалов. О нем писали Максим Горький и Константин Паустовский. Умер капитан в казахстанской ссылке в августе 1943 года.
Недавно именем Гернета назвали пролив в Карском море. Но сейчас – о другом. О взаимном притяжении детей и стариков, столь же очевидном для всех, сколь и таинственном.
Галина Евгеньевна была математиком, но никакой математический анализ не в силах объяснить, почему она подарила
Асе свою дружбу. С одной стороны, огромный груз переживаний, страданий и опыта, с другой – букварь, бантики,
Винни-Пух… 77-летний человек пишет письма семилетнему. Семилетний как умеет отвечает, посылает свои рисунки
и всякие забавные детские пустяки. Почти десять лет они перезванивались и переписывались, но больше не виделись.
Эту публикацию мы с Асей посвящаем памяти Галины Евгеньевны Гернет. В этом году ей исполнилось бы 90 лет.

С.-Петербург. 16 марта 1997
Милая Ася!
Ты прислала мне чудесную открытку. Большое тебе спасибо!
Девочка с подснежниками очень на тебя похожа. Только волосы у тебя темнее и косы длиннее. Правильно ли я считаю, что тебе скоро исполнится десять лет? Ты, как и прежде, много читаешь? Чем ты занимаешься, кроме школьной учебы?
У тебя много всевозможных обязанностей, много своих дел. Времени очень мало. Поэтому, Ася, я не обижусь, если ты мне не сможешь ответить.
У тебя очень красивый почерк. У меня очень плохой. Но я очень старалась, чтобы ты смогла прочесть каждую букву.

16 ноября 1997
Представь, Ася, у меня два месяца жила бабочка. На дворе минусовая температура, снег. А у меня на подоконнике бабочка. Я налила воды в половинку абрикосины (кураги). Бабочка села на нее и стала пить. Она где-то прячется. Возможно, в портьерах.
Иногда она появляется. Сидит на своей кормушке – абрикосине. Последний раз я видела ее 9 ноября. Боюсь, что она совсем заснула.

10 января 1998
Дорогая Ася!
Я забыла написать, что бабочка прожила у меня до 24 декабря. Она окончательно уснула в Сочельник.

21 апреля 1998
Ты очень красиво пишешь. Интересно, каким пером ты пользуешься?
Когда мой сын был в первых классах школы, дети писали металлическими перьями, которые вставляли в ручки («вставочки»).
Ученики правильно делали нажим. Получалось очень красиво. Потом, когда сын перешел на шариковые ручки, почерк у него стал просто ужасным.
Боишься ли ты экзаменов? Пожалуйста, напиши мне, как они прошли. Что тебя спрашивали, рада ли ты была вопросам?..
15 января 1999
Ты писала, что получила задание сделать к Новому году шляпку из картона, тряпочек, лоскутков, фольги и т.д. Что же вы в этих шляпках делали?
Когда мы жили в Японии (1927–1931), там бывали всевозможные международные фестивали, и я всегда выступала от Советского Союза. (Ты знаешь, что было такое государство – Советский Союз?) Считалось, что у меня есть способности к танцам.
Мама пригласила мне учительницу. Это была молодая женщина, окончившая балетную школу при Мариинском театре в Петербурге. Ее звали Липа. Она и требовала от меня ежедневных долгих экзерсисов (как в хореографическом училище). Выполняла я все с большим удовольствием. Очень плакала, когда расставалась с Липой.
Один из русских танцев был «боярский». Я выступала в голубом шелковом сарафане, расшитом жемчугом…

14 мая 1998
Поздравляю тебя и твою дружную семью со всеми прошедшими праздниками. Я знаю, ты теперь вся поглощена защитой диплома в художественной школе. Волнуешься ты или спокойна? Пусть все пройдет у тебя легко и радостно! Какой замечательный праздник будет у всей семьи! И в далеком Питере я буду за тебя радоваться. Солнце будет светить, и вся зелень в парке, и цветы, и птицы. Все будет ликовать!

Конец февраля 2001
Тебе скоро 14 лет. Когда мне было 14 лет, появился фильм «Веселые ребята». Впервые прозвучали слова – «легко на сердце от песни веселой», «и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». Тогда не было телевидения. Даже радио – черные тарелки на стене – были далеко не у всех в нашем классе.
Как мы ждали фильмы с музыкой Дунаевского. Как ждали его песен…
Он нас не обманул. Появились «Капитан, улыбнитесь…», и «Веселый ветер», и «Вратарь», и все, все остальные. Спасибо Дунаевскому, он скрасил нашу жизнь.
Когда мне было 14 лет, убили Кирова. Наш класс прощался с ним в Таврическом дворце…

10 марта 2001
Большое спасибо за нарциссы и тюльпаны. Помню нарциссы у нас в саду в Кобе, в 1929 г. Они в художественном беспорядке цвели белыми пятнами на зеленой траве. Очень любила, когда неожиданно выглядывали из своих листьев гиацинты.
В этом году весна никак не может наступить. В 2001 году я еще не выходила на улицу. Погода была очень переменчива – гололед и снегопад чередовались. Сын не разрешал мне выходить, говорил: «В больницах теперь очень плохо…»
Через месяц мне будет уже 81 год.

Май 2001
Ты и не заметила, что долго не отвечала…
Очень хочу прочитать твою сказку.
Вот было бы здорово, если бы ты стала детской писательницей (нашей русской Астрид Линдгрен) и сама иллюстрировала свои книжки. Очень интересная, добрая и трудная профессия. Ты всегда приносила бы людям улыбку и радость.
Твой рассказ о предстоящей у вас в гимназии «дискотеке» вызвал во мне много воспоминаний. Я тоже очень любила танцевать. У нас в школе был Пушкинский маскарад и Толстовский маскарад. Балы открывались полонезом.
У нас тоже был кружок танцев. Мы танцевали падекатр, падепатинер и современные – фокстрот, танго, вальс, вальс-бостон. Я удивлена, что вы не знаете вальса-бостона. Очень красивый танец.
А чарльстон считался неприличным танцем!

Май 2002
Зима была очень тяжелой. Я больна. Мне просто иногда трудно прожить день. Ты мне так и не написала, чем закончились ваши занятия хореографией. Я расплываюсь в доброй улыбке, когда представляю себе урок хореографии, который ты даешь малышам… Интересно, какая у вас теперь хореография. Вы изучаете пять позиций ног? Пять позиций рук?..

Июль 2004
Милая Ася!
Я потеряла зрение почти на 100%. Именно в твой день рождения у меня случилось кровоизлияние во втором глазу. Первый глаз ослеп с 1999 г.
Я хочу поблагодарить тебя за ту радость, которую мне доставляли твои письма. С благодарной улыбкой я вспоминаю твои детские рисунки с забавными зверюшками, бегающими по красочному саду с яркими цветами.
Будь счастлива!
Целую и обнимаю тебя.
Галина Евгеньевна