Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Третья тетрадь
Детный мир

2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА


Воспитание – это не подавление, а возвышение желаний

Симон Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Человек часто поступает по необъяснимому капризу, но каприз этот, своевольность, так дорог ему, что он не променяет его на самую благоустроенную жизнь, где будет что угодно душе, но не будет у человека права на своеволие.
И вот эти «хочу», «не хочу» – самые возмутительные для воспитателей. Их ответ: «Мало ли чего ты хочешь!» Только в жизни человека «хочу» и «не хочу» играют роль куда более значительную, чем принято считать в педагогике.
Можно с важным видом повторять, что нельзя потакать капризам. Можно горячиться: «Да что же это получится, если каждый…» Можно и заклеймить здесь, на бумаге, любую «выламывающуюся» личность. На бумаге-то педагогика – самая легкая из наук: нельзя – и точка. Нехорошо. Некрасиво.
Но педагогика как детектив. С детьми то и дело случаются всякие «вдруг». Вдруг вырвалось, вдруг сказал почему-то, вдруг подумал, вдруг сделал что-то, о чем всю жизнь придется вспоминать со стыдом. Здесь, здесь рушатся все наши прекрасные построения! Разумеется, можно упереться в то, что в основном поведение людей осмысленно и предсказуемо, что неясные и дурные желания появляются редко, что в том-то и состоит задача педагогики, чтобы научить ребенка бороться с ними. Но и после таких призывов и объяснений природа человека останется такою же.
Шестилетний ребенок проходил мимо чужой квартиры, увидел, что в двери торчит ключ, повернул его, запер дверь, а ключ унес во двор и зарыл в снегу – скандал вышел ужасный. Хорошо, что мальчик признался, и хорошо, что отыскал ключ. «Ну почему ты это сделал?» Он не может объяснить. И никакой мальчик не может объяснить, почему он взял чужое, ударил товарища, ущипнул, толкнул, обозвал, почему он не стал делать уроков, показал соседке по парте язык – откуда он знает, почему? И какие мудрецы ответили бы?
Пока мы обходим это «вдруг», воспитание остается бессильным. Повторяя без конца: не понимают, надо разъяснить, надо научить, надо приучить, надо потребовать, надо, чтобы понял, надо заставить, надо контролировать – прибегая к этим привычным педагогическим оборотам речи, мысли и действия, мы незаметно для себя проскакиваем мимо чего-то очень серьезного.
Дело в том, что на самом деле человек не «подчиняется требованиям», не «адаптируется», не «обуздывает свои дурные желания» под давлением социальных норм – а в нем самом живут собственные его стремления к доброму, правдивому и красивому. У него есть дух.
Духовное стремление, а не изнурительная борьба с собственными низменными страстями помогает нам расти. Не запрет на дурное, налагаемый обществом, руководит нами, а собственное стремление к добру, правде и красоте. И в душе человеческой не мысль с желанием встречаются, а желание с желанием.
Потому-то воспитание – это не подавление, а возвышение желаний.