Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Печатникова Людмила

На занятия – с «бортовым журналом»!

Основная цель международного проекта «Жемчужина» – выстроить вокруг неуспевающего ученика систему педагогической и образовательной поддержки

Школьные неудачи ребенка часто становятся причиной семейных конфликтов. Двоечник оказывается в некой изоляции: его отвергают учителя, родители, его сторонятся более удачливые сверстники. Да он и сам не идет на контакт, убедившись в невозможности диалога. Ребенок замыкается в себе. Впрочем, даже в наглухо закрытой скорлупе одиночества все равно хранится «жемчужина».
Проект «Жемчужина» – программа помощи неуспешным школьникам, в частности двуязычным детям (билингвам), – работает во многих странах: Финляндии, Америке, Болгарии. Основная цель – выстроить вокруг ребенка систему поддержки, помочь ему выйти из раковины, раскрыть миру сокровища своей личности.
Помощь ребенку организована таким образом, чтобы он постепенно становился все более самостоятельным в решении своих проблем, и не только учебных.
Для него организуются занятия с педагогами, указанные в расписании (обязательно раз в 2 недели, можно чаще – по просьбе ребенка). Здесь важны не только систематичность и четкость, но и демонстрация заинтересованности школьной администрации в том, чтобы каждый ученик мог добиться упеха. Именно поэтому школа готова выделять помещения, средства.
Основное содержание занятий – исследовательская деятельность (это для двоечника-то!), что помогает выработать умение выделять главное и второстепенное, устанавливать связи, обрабатывать информацию. Навыки, необходимые для освоения любого предмета.
Занятия посвящены темам, связанным сразу с несколькими науками. Но всегда, так или иначе, они направлены на развитие языковых компетенций ребенка. К примеру, презентации итоговой работы всегда устные, публичные, в присутствии многих детей, экспертов. Надо громко и понятно рассказать о том, что ты делал, терпеливо выслушать вопросы, порой бестолковые, комментарии специалистов, не всегда компплиментарные, ответить, убедить. Значит, в занятиях (время от времени или постоянно) участвует педагог-словесник.
Каждая четверть (для подростков – полугодие) заканчивается представлением какого-то «продукта»: доклада, прибора, книги, макета, фильма… Необходим специалист (физик, химик, географ, историк), чтобы помочь выпустить качественный продукт. Он также бывает на занятиях.
Для ребят-билингвов занятия проходят в присутствии человека, знающего оба языка. Если такого нет в школе, приглашают кого-то из родственников ребенка.
Еще один важный помощник – библиотекарь, умеющий не только книжку посоветовать, но и помочь найти нужную информацию в интернете.
Получается, минимум четверо взрослых совместно помогают открыться одной или нескольким «раковинам».
Одно из непременных условий подготовки итоговой работы – выход за стены школы (городская библиотека, посещение производства, государственных учреждений), а значит, встреча с людьми, готовыми поговорить с ребенком, чему-то научить его в области практических умений.
На каждое занятие ученик приходит с личным «бортовым журналом». Здесь отмечается каждое усилие, каждый шаг вперед. Здесь устанавливаются связи между предметами, между классной и внеклас­сной работой. Здесь кратко резюмируются прочитанные книги, здесь же ребенок фиксирует и свое непонимание, проблемы. У него появляются слова, чтобы говорить (писать) о себе, о своих трудностях и удачах.
Таким образом, «бортовой журнал» позволяет и ученику, и педагогам, и родителям видеть картину в целом. Планировать работу с учетом ошибок, с желанием восполнить самые «зияющие» пробелы.
Существенное примечание: «журнал» становится предметом обсуждения, исследования, но не оценивается, тем более на основании записей не оценивается автор. Вообще занятия по программе «Жемчужина» не предполагают выставления традиционных оценок, особенно двоек.Собрав на первом занятии всех участников программы, педагоги определяют общую тему, достаточно широкую, для работы в данной четверти. Затем каждый ученик формулирует, какой вопрос интересует его лично – из числа предложенных учителями или самостоятельно найденный. В зависимости от выбранной темы формируются группы, по сходству интересов, по возможностям обмена информацией (билингвам доступны источники информации на разных языках, они знакомы с разными культурными традициями – это помогает выполнить задачу на более высоком уровне).
Состав группы останется неизменным, пока работа не будет выполнена, несмотря на возможные разногласия.
Вот три девочки вместе разрабатывают исторический проект. Одна сразу составила план работы, по ее мнению, отличный. Подружки считают, что многое еще необходимо доработать. Педагог не вмешивается в конфликт, но советует в «бортовых журналах», взяв за основу уже готовый план, записать карандашом на полях самые принципиальные возражения. После часа взаимной переписки, исправлений удается прийти к согласию.
Интересы дела важнее мелких обид и недоразумений. Развивается умение искать компромиссы, договариваться. Возникает привычка проговаривать свои намерения, планы, поскольку работаешь не один, а в команде.
Серьезный итог работы – сознание того, что учитель не дает готовых ответов, не принимает за ребенка решение. Все в твоих руках.