Вторая тетрадь
Школьное дело
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Шанс быть услышанным
Во Франции уже 10 лет работает программа помощи трудным подросткам под названием «Песчинка»
В какой бы стране мира ни жили подростки, проблемы у них
в общем-то похожие: трудно понять и принять себя растущего, а окружающих понять еще труднее, нелегко учиться, общаться с родителями… Список можно продолжать, но он и без того всем известен. Важно то, как взрослые люди реагируют на проблемы детей. Насколько они готовы идти им навстречу. Не поучать и принуждать, а выслушивать, откликаться, бесконечно варьировать формы взаимодействия, чтобы еще хоть один ребенок обрел почву
под ногами. И дело здесь не только в имеющихся материальных ресурсах, но и в отношении – уже не к детям, к самим себе.
Опыт европейских стран, конечно, невоспроизводим в России буквально, слишком разные возможности, условия, однако он задает направление поиска, позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны.
«Песчинка» – одинокий человек в пустыне современного мира.
«Песчинка» – мельчайшая частичка, способная сломать механизм агрессии как в душе человека, так и во внешнем мире.
Эта программа объединяет усилия множества неравнодушных людей, готовых помочь тем, кому начало взрослой жизни дается нелегко. Ребенку в кризисный период мир кажется непостижимым, угрожающим, он не знает, как защитить себя. И ему нужно поговорить с кем-то понимающим.
Важный принцип организации помощи – создание центров, отвечающих за определенную территорию. Это позволяет и ресурсы учесть тщательнее, и добровольцам так удобнее – образуется некий клуб соседей, жителей одного района, городка. И подростков, попавших в поле зрения участников программы, стараются в первую очередь «вписать» в жизнь конкретного района. Чтобы они почувствовали себя полноправными гражданами доброжелательного, свободного сообщества.
Территориальные центры создаются, как правило, в учебных заведениях, в которых учатся много неблагополучных подростков. Почему? Здесь сосредоточено много специалистов, умеющих работать с молодыми людьми: педагоги, врачи, психологи, социальные работники. Сюда часто приходят родители детей, могут заглянуть и просто доброжелательные люди, встречающиеся с молодежью на улицах родного города, живущие по соседству с шумными байкерами или рэперами, сталкивающиеся с подростками в течение рабочей смены (работники магазинов, кафе, водители автобусов и такси). В центр можно прийти за советом, узнать координаты бесплатных психологических служб и временных приютов для тех, кто не может вернуться домой, адреса учебных центров, где помогают справиться со школьными проблемами, профессиональных курсов, готовых принять недоучившегося ребенка, учреждений, предоставляющих безопасные рабочие места несовершеннолетним. В центры энтузиасты обращаются за помощью, чтобы научиться разговаривать с отчаявшимися и обозленными детьми, не осуждая, не советуя – просто сочувствуя.
Но как вызвать подростка на разговор? Как научить взрослого слушать ребенка, понимать сказанное и непроговоренное, находить нужные слова?
Вот в одном классе группа подростков, а в другом – взрослых добровольцев смотрят специальные небольшие фильмы о различных видах агрессии: психологическое насилие, словесное, физическое. Зрители пытаются определить, на что имеет право каждый участник конфликта, где границы его свободы, каковы его обязанности. Можно ли было вести себя иначе, чем герои ролика? Можно ли было избежать конфликта, не дать ему разрастись?
Сопоставление результатов обсуждений помогает участникам лучше понять друг друга, а еще – составить разновозрастные рабочие группы для налаживания доброжелательной атмосферы в школе или в квартале. Причем войдут в них люди с разными взглядами на проблему. Так они, помимо прочего, будут учиться мирно сосуществовать с разными людьми, взаимно обогащаться.
Групповые и парные обсуждения становятся еще и обучающей ситуацией для волонтеров. Надев специальные значки (прикрепив их на куртку, сумку, на лобовое стекло машины), эти люди выйдут из учебной аудитории в коридоры школы, на улицу и будут готовы поговорить с любым случайно встреченным ребенком, переживающим трудный период.
В разных частях района, в маленьких угловых кабинетах школы есть так называемые «комнаты слушания». Сюда может прийти любой, желающий выговориться. Здесь добровольцы обсудят с исключенным из школы или находящимся под следствием подростком, что произошло, в чем он ошибся, как исправить ситуацию, к кому обратиться за помощью. А главное, убедят, что наказание – это оценка конкретного поступка, а не личности нарушителя порядка.
Арт-терапия, сказкотерапия – это тоже методики тренингов с участием агрессивных подростков и тех, кто испытал на себе насилие. В сказочном сюжете, в танце, в рисунке легче выразить свою боль, страх.
Идея предупреждения агрессии, противостояния ей, многократно проговоренная, нарисованная, снятая на камеру, становится, таким образом, общественной идеей. В ходе долгих дискуссий вырабатывается в конце концов общий язык. Постепенно просыпается желание воплотить в какие-то реальные поступки внутреннюю готовность сопротивляться насилию.
Подростки включаются в различные акции, направленные на благоустройство квартала, школы, организацию досуга. В совместной деятельности легче принять общественные нормы – через осознание себя, других, беконечного и неумолимого разнообразия человеческих типов.
Сочиненные сказки становятся сюжетами для спектаклей, карнавальных шествий по району. Демонстрация неизменной победы добра над злом. А рисунки развешиваются в окрестных магазинчиках, превращаются в эскизы для росписи унылых бетонных заборов и однообразных стен многоэтажек…
|