Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Балаева Анна, Женодарова Елена

Правила «Круга»

Чтобы в конфликтной ситуации найти понимание, нужны специальные формы группового взаимодействия

Один из проектов «Перекрестка» – сотрудничество с московской школой № 45, помощь в создании благоприятной атмосферы внутри школы и отдельных классов. Сначала была создана школьная служба примирения, тогда арсенал ребят-медиаторов включал в себя только процедуру медиации. Но со временем для разрешения трудных ситуаций стали использовать технологию «Круг». В особо сложных случаях, где работа требовала системного и комплексного подхода, включались специалисты «Перекрестка» и сотрудники Центра «Судебно-правовая реформа».

Формы группового взаимодействия «Круги сообществ» – это древнее средство, которое существует в различных формах во многих культурах. Какой бы ни была конкретная задача Круга, он всегда представляет собой собрание для решения относительно сложных вопросов, проблем в атмосфере взаимоуважения и заботы, согласно определенным правилам. Процедура «Круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников эмоционально включен в ситуацию. В этом случае ответственность за поиск решения возлагается не на административный или властный ресурс, а на самих участников ситуации и их социальное окружение.
Философия Кругов базируется на ряде ценностных убеждений. Во-первых, на предпосылке, что каждое человеческое существо хочет хороших отношений с другими. И хотя отрицательный опыт может подавлять это врожденное желание, мы нуждаемся друг в друге и в определенной степени это осознаем. Во-вторых – что все разделяют основные жизненные ценности, которые позволяют построить хорошие отношения. В-третьих, Круги предполагают, что хорошего отношения не так уж легко достичь, особенно если возникают конфликты. Наши жизненные ценности могут оказаться погребенными под болью негативного жизненного опыта или заслониться навязанными ценностями. Мы можем прийти к мысли об отказе от своих ценностей ради выживания. И в результате чувствуем одиночество. В-четвертых, Круги предполагают, что в безопасности мы вновь можем открыть в себе основные ценности и глубинное желание хороших отношений.
Процедура Круга позволяет каждому рассказать свою жизненную историю и быть при этом услышанным другими. Переживание личной истории другого человека создает почву для эмпатии, соучастия, пусть даже этот человек живет по совсем другим правилам. Круг создает условия для проявления сущностных качеств человека, а не ролевых, что способствует снятию масок и раскрытию личности. Круг может дать начало глубоким изменениям в каждом за счет актуализации и озвучивания ценностных, интимных пластов жизненных историй участников. Сам формат Круга развивает культуру равенства, как бы растворяя иерархические барьеры и черно-белое восприятие («мы равны в том, что мы все разные, и имеем на это одинаковое право»).
Таким образом, развитие практики Кругов в подростковых сообществах (в рамках школ, лагерей, клубов) может быть эффективным способом профилактики конфликтов.
Примером использования этой практики стала работа с конфликтной ситуацией в одном из классов. По мнению педагогов, она состояла в том, что несколько учеников (особенно один, назовем его Борис) своим поведением мешают одноклассникам учиться, срывают уроки у молодых преподавателей.
Ведущий восстановительных программ встретился с администрацией и учителями, чтобы прояснить их взгляд на суть проблемы и спросить, согласятся ли они участвовать в Круге. Параллельно психологи проводили в классе тренинг, направленный на командообразование и диагностику внутригруппового взаимодействия.
Предварительная встреча с ребятами класса позволила принять решение: проводить Круг или нет. Было предложено обсудить три вопроса: считают ли дети, что в классе есть такая проблема, о которой говорят взрослые; хотят ли они ее решить; готовы ли они с этой целью принять участие в Круге. Ответы были положительными. Степень включенности демонстрировала личный интерес в разрешении трудностей: после встречи один из «трудных» ребят сказал, что не ожидал всего этого услышать и что «в голове все перевернулось».
Договорились о времени проведения Круга и в назначенный час собрались все участники: ученики, классный руководитель, куратор школьных служб примирения, учитель математики, учитель русского языка и литературы и два хранителя Круга (ведущие).
Участников встречи ознакомили с правилами (говорить по очереди, не перебивать друг друга) и принципами. Один из основных звучит так: все что прошло в Кругу, в нем и остается: личная информация, которая вошла в Круг, не разглашается за его пределами, за исключением случаев, когда возникает угроза участникам – это принцип конфиденциальности. Обязательным является принцип добровольности участия. И конечно, принцип безопасности всех участников Круга.
Проблема, которую вынесли на Круг, формулировалась так: «Как добиться дисциплины, при которой у ребят была бы возможность спокойно и успешно учиться».
С самого начала чувствовались некоторое напряжение и неопределенность настроя со стороны детей. И это удивляло, ведь на предварительной встрече они заняли активную позицию относительно проблемы и желания ее разрешить.
Оказалось, что со времени проведения предварительной встречи произошло много неприятных событий, в том числе за день до Круга произошла драка между Борисом и Сашей, который пользовался авторитетом у одноклассников и учителей. Ребята в Круге не были настроены на доброжелательный и откровенный разговор. Ощущались отчаяние и неверие в возможность что-то изменить. Все ребята были настроены против Бориса. Хранители Круга смягчали то и дело усиливавше­еся напряжение.
Во время перерыва (после двух часов общения в Круге) Борис и Саша в очередной раз подрались. Когда все вернулись в Круг, мальчики вновь «сцепились». После чего Борис изъявил желание покинуть Круг. С этого момента у ребят начались откровенные излияния наболевшего, связанного с поведением Бориса. Неоднократно, как говорит классный руководитель, сами дети предлагали все начать с чистого листа, но он ни разу не воспользовался их предложением. Со слов одноклассников, ему предлагали даже помощь в учебе, но и это предложение мальчика не заинтересовало (хотя до ухода из Круга он в грубой форме сказал одной из девочек, чтобы она вместо критики и обвинений лучше бы помогла ему в учебе). И чем больше ребята говорили об этом, тем больше пессимизма звучало в их словах, когда речь заходила о решении «их» проблемы. Кто-то даже предложил его «побить», чтобы он остерегался так себя вести – силу он все-таки уважает. Большую поддержку оказали присутствующие на Круге педагоги, поскольку их высказывания помогали увидеть и положительные стороны Бориса, предостерегали от насилия одних детей над другими.
В заключение хранители Круга спросили ребят, удавалось ли кому-то так говорить с Борисом, что он к ним прислушивался? Четверо мальчиков, чье мнение для него было значимым, сказали, что готовы общаться с ним и по возможности сглаживать возникающие острые ситуации. На этом Круг завершился, но работа продолжилась.
После совместного обсуждения и анализа прошедшего Круга с администрацией и учителями мы приняли решение о необходимости индивидуальной работы с Борисом. На первой встрече выяснилось, что Борису важно мнение одноклассников – он поинтересовался, что говорили о нем, когда он ушел с Круга. Мы составили список ребят, с которыми он предпочел бы дружить. Оказалось, что к некоторым он уже подходил с предложением о дружбе (после Круга) и кто-то даже согласился (при условии, что Борис будет нормально себя вести). Договорились о том, что специалист встретится с ребятами и передаст им его предложение о дружбе.
Пришедшие на встречу ребята (среди них был и Саша) подтвердили, что Борис действительно после Круга подходил к ним с предложением о дружбе. И некоторые были готовы оказать ему поддержку. Также выяснилось, что не всегда и не во всем виноват один Борис. В классе, по мнению нескольких ребят (в том числе и Саши), есть такие, кто цепляется к Борису «за каждый его чих» – а остальные уже по привычке присоединяются к ним.
Далее в школе был проведен малый педсовет с участием предметников этого класса, администрации школы и специалистов «Перекрестка». Оказалось, что на каких-то уроках мальчика удавалось «включать» в учебный процесс. Учителя делились своими рецептами успеха, кто-то уже по-другому смотрел на конфликты с участием этого ребенка. Звучали мнения, что не всегда он виноват в стычках и драках. Постепенно рисовалась непривычная картина класса и источников его проблем. Этот педсовет стал одним из результатов нашей совместной работы.
Позже нам удалось пообщаться с молодым преподавателем, у которого возникали трудности с этим ребенком. Он рассказал, что в последнее время ребята допускают, чтобы Борис садился с ними рядом (или за соседний стол), а не только на последнюю парту. И это, на наш взгляд, тоже результат.
Проанализировав работу, мы сочли, что дети способны включиться в процесс по разрешению трудной ситуации и найти пути выхода из нее, если проблема касается их лично и включает их эмоциональные переживания. И если процесс носит специально организованный характер, позволяющий им проявить чувство взрослости и ответственности за происходящее.