Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Там, где танцуют ветер и солнечный свет

Занятия, на которых рождается детское вдохновение

Переживая творческие «взлеты» и свершения, ребенок получает опыт оптимистичного, жизнерадостного мироощущения, обретает уверенность в своих силах и дополнительную «подпитку» для развития чувства собственного достоинства. Все эти замечательные эффекты достаточно очевидны. Менее очевидно: как создать ситуации, в которых дети смогли бы раскрыться как творцы? Сегодня мы расскажем о том, как это делает учитель музыки, директор Центра детского творчества № 3 города Красноярска Николай Болсуновский.

Теорема Болсуновского

Это случилось на одном из уроков математики много лет назад. «В начале занятия, – вспоминает Николай Болсуновский, – учительница вызвала к доске шесть учеников, в том числе и меня. Требовалось доказать какую-то теорему, доказательства которой я не выучил. Я даже не знал, о чем речь! Мне подсказывают: «рисуй треугольник, проводи в нем такие-то линии и докажи, что вот то-то равно тому-то». Но я же не помню ничего. Чувствую, опять двойка будет… И тут я задумался: как же все-таки это можно доказать? Начал рассуждать… Стоящие рядом ребята уже отвечают, а я все размышляю. В какой-то момент учительница обратилась ко мне: «Готов?» Готов, говорю и начинаю излагать собственную версию доказательства, до которой я додумался за это время. Одноклассники молчат, кто-то улыбается, а учительница смотрит на меня «железным взглядом». Дослушала до конца, потом спрашивает: «Все?» – «Все». – «А ты где взял доказательство этой теоремы?» – « В учебнике», – соврал я. «Неси учебник… Открывай и читай». Открываю. Читаю. Естественно, в учебнике все «совершенно не так». А дальше происходит удивительная вещь. Учительница говорит: «Ну вот, теперь у нас будет теорема Болсуновского» – и ставит мне пятерку!»
С того дня уже прошли десятилетия, но и теперь Николай Максимович прекрасно помнит эту пятерку…
Может быть, тогда и появились у Николая Болсуновского первые «ростки» веры в то, что каждый ребенок рождается творцом. «Каждый талантлив с детства, мы все рождаемся с этой способностью творить. Только некоторые потом забывают, что им присуще волшебное состояние вдохновения. Это как умение плавать, с которым мы появляемся на свет, а затем забываем его и нам приходится учиться плавать заново». Николай Максимович уверен, что если в школе создать благоприятные условия, способность творить ярко проявится у каждого ребенка.

Про что шелестят деревья?

Многие задания возникают на занятии у Николая Максимовича спонтанно и неожиданно. Конечно, когда Болсуновский идет на занятия, у него уже есть замысел будущего урока, но урок – живое действо, в котором события нередко принимают неожиданный оборот, что нимало не смущает учителя. Ведь главное, с чем он идет к детям, – это желание, чтобы они о чем-то задумались, чтобы их что-то взволновало. А уж о том, чтобы из этих новых мыслей и переживаний родилось творчество, он позаботится.
Благо в мире есть великое множество тем, достойных осмысления. Что хотят выразить композиторы в своих произведениях? Почему одно называется «Весна», а другое – «Зима»? Могут ли растения почувствовать настроение человека? И если нет, то почему в Грузии существует поверье, что если хозяин виноградника совершает какой-то ужасный поступок, его лоза перестает плодоносить?
Так вот, в тот день учитель собирался поговорить с детьми о танце.
– Где вы видели танец? – спросил он у ребят.
Ответы были разными: «В кино – по телевизору», «На рисунке», «В театре танцевали балет», «На дискотеке».
– А вы считаете, что только люди танцуют? Или кто-то еще может танцевать?
– Бабочка танцует, когда летает.
– Пчела тоже танцует в полете.
– А ветер?
– Конечно, у ветра тоже может быть свой танец.
– И наверное, этот танец может быть очень разным. Иногда ветер еле колышет листья деревьев, а в другой раз может так разойтись, что ветки трещат… А что, если попробовать нарисовать танец ветра? Давайте попробуем?
– Давайте!
Почему ребята с такой готовностью согласились на предложение педагога? Наверное, потому, что это предложение естественным образом возникло из всего предшествующего разговора. Само содержание беседы задало соответствующий настрой, который затем воплотился в замечательные рисунки под общим названием «Танец ветра».

Вместе с композитором…

Но бывает и по-другому: когда очередное творческое задание рождается до начала урока. Как-то Николай Максимович увидел по телевизору фрагмент фильма, где девочка пускала солнечные зайчики, за которыми прыгала кошка. И осколки зеркал, и мелькающая в кадре девочка, и кошка, гоняющаяся за пятнами света, – все это соединилось в такую забавную картину, что у педагога тут же возникла идея: «А если танцевать… светом фонарика?»
В урочный час в кабинете затянули шторы, создав обстановку полумрака. Учитель предложил «добровольцам» лечь на ковер и, слушая музыку, «танцевать фонариком». Танцевать можно было как угодно и где угодно: направляя свет на окружающие предметы, стены, потолок. Получилось классно! Желание участвовать высказали все. А затем Николай Болсуновский попросил учителя труда сшить для фонариков специальные кармашки, которые можно было бы надеть на руки. Дети надевали кармашки, вставляли туда фонарики и танцевали уже «всем телом».
«Это же здорово, когда ребенок создает свой собственный танец, следуя движению мелодии, и таким образом оказывается сопричастен этому музыкальному произведению и композитору, который его написал, – говорит Николай Болсуновский. – Это же не тот случай, когда навязывают новый материал.

Прикосновения и крик

Однажды Николая Максимовича поразил необычный памятник хирургу. Памятник был сделан в форме рук, между которыми находился кусочек красного камня, похожего на человеческое сердце. «Руки были такие выразительные, что я подумал: как много можно сказать руками! Я вспомнил руки моей мамы. И руки учительницы, которые были все время в мелу: у нее пальцы были сильные и в то же время добрые... И тогда я подумал: надо попробовать предложить детям руками выразить какие-то чувства или слова». Через несколько дней Николай Максимович уже шел с этим замыслом на урок и сомневался: «А не покажется ли ребятам эта идея странной? Как это возможно – ”говорить руками”?» Если бы в первый раз из этой затеи ничего не вышло, вполне возможно, что Николай Максимович оставил бы ее «до лучших времен». Но вот начался урок, и он предложил:
– Давайте я буду говорить слова, а вы попробуете изобразить руками, как вы их понимаете. Например, слова «прикосновение», «крик», «шепот»…
Первая реакция детей была вопросительная:
– А про что это слово – «прикосновение»?
– А вот вы подумайте: к чему можно прикоснуться и как это можно выразить?
Предлагая подобные «задачи», педагог открывает перед детьми бесконечное поле для свободы самовыражения, в котором каждый может отыскать тот вариант «прикосновения», который ему более интересен. И дети начинают выдвигать и осмысливать свои: «прикосновение к утюгу», «прикосновение к цветку», «прикосновение к добру».
Тут же возникает дополнительный вопрос:
– А можно мы попробуем изобразить это вдвоем?
– Можно, конечно.
Через некоторое время педагог говорит:
– А теперь давайте поступим так: я считаю до трех, и вы делаете свою композицию. Раз, два, три…
И вот оно – маленькое педагогическое чудо: казалось бы, из ничего возникли необычайные «прикосновения» и «крики». Они настолько понравились педагогу и юным создателям, что их было решено сфотографировать. А затем была устроена выставка этих фотографий.

Финал для волка

Многие темы для творческих работ на уроках Болсуновского появляются во время осмысления сказок и мультфильмов, которые учитель очень любит. Вот в сказке «Красная Шапочка» все вроде бы замечательно заканчивается, только волку не повезло. Почему бы нам не сочинить другой финал для этой сказки? А помните мультфильм про енота, который испугался собственного отражения в реке? О чем говорит этот мультфильм? Наверное, о том, как многое в мире зависит от нас самих, от того, какие мы, какое у нас настроение. А если нарисовать лицо, отраженное в речной воде? Интересно: каким оно будет?
«Мне хочется, чтобы каждый с детства понял, что он может влиять на этот мир, – продолжает Николай Максимович. – У меня есть мечта: хотелось бы устроить школу так, чтобы дети могли сами переструктурировать и оформлять внутреннее пространство, как им хочется».

Без страха ошибки

Легкость, с которой дети обнаруживают в себе творцов на уроках Николая Болсуновского, просто поражает. Почему же в наших школах подобное происходит так редко? Что мешает?
Николай Болсуновский считает, что главный враг творчества – это страх сделать что-то «не так». А порождается он, когда педагог нацеливает ученика на «правильное понимание», «правильное суждение», «правильное решение». Особенно опасен такой подход на занятиях, которые касаются искусства. «Понимание музыки не может быть правильным или неправильным, – говорит Болсуновский. – На каждого музыка воздействует по-своему и поэтому у каждого возникает свое особенное отношение и свое понимание. А роль педагога в развитии творческих способностей заключается прежде всего в том, чтобы дать ученику возможность свободно высказываться и выражать себя. Для этого надо создать такие условия, чтобы у ребенка не было страха неправильного ответа. Поэтому я еще в 1988 году отказался от оценок. Мы не обсуждаем творчество детей в терминах «лучше – хуже». Мы говорим: «Петя видит это так. Петя хотел сказать то-то».
Когда ребенок делится впечатлениями от музыки или пытается выразить свое настроение в танцевальной импровизации – он получает очень важный и волнующий опыт раскрытия своего внутреннего мира перед другими людьми. С этим опытом приходит понимание, что, открываясь перед другими, мы начинаем лучше понимать себя и более того, усиливаем собственные творческие способности. Конечно, этот эффект возникает лишь в том случае, когда у ребенка есть заинтересованный слушатель или слушатели. Поэтому так важно, чтобы в тот момент, когда ребенок начинает фантазировать, рядом с ним находился неравнодушный взрослый. А если, кроме взрослого, его творчество наблюдают и обсуждают сверстники – эффект усиливается еще больше. «Вы бы видели, как внимательно слушают дети своего товарища, – рассказывает Болсуновский. – Они классическую музыку так не слушают. А я им говорю: сейчас родился маленький-маленький композитор, или художник, или писатель. Моцарт тоже был маленьким композитором».

PS.

В сентябре 2010 г. на базе Красноярского краевого ИПК и ППРО будет открыт дистанционный курс повышения квалификации педагогов «Игра как одна из форм развития творческих способностей детей». Более подробную информацию можно получить у Н.Болсуновского по электронной почте: bolsunovski@aport.ru.