Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Не пауза в развитии, а пауза для развития

Адаптация многих детей к школьному обучению сегодня оказывается затяжной и неуспешной. Почему?

Современные дети с ранних лет сталкиваются с гораздо более мощными потоками информации, чем их сверстники 20–30 лет назад. Но поскольку физиология человека осталась прежней, чтобы освоить эту информацию, ребенку приходится включать компенсаторные механизмы, что часто приводит к перенапряжению организма. Эта проблема остро проявляется в школе, обусловливая учебную неуспешность детей. И, по мнению экспертов, чтобы быть состоятельной в решении образовательных задач, школе необходимо менять методологию организации учебного процесса. Сегодня мы представляем мнение научного руководителя Института современного детства, врача-психоневролога Бориса Архипова.

Уход «в болезнь»

Вследствие массового раннего обучения и других факторов у современных детей некоторые важные телесные и психические функции, которые формируются в дошкольный период, нередко оказываются недостроенными. У многих ребят наблюдается слабое развитие способности к взаимодействию с другими людьми и сверстниками на самых разных уровнях: речевом, чувственном, коммуникативном, поведенческом. Это значит, что к моменту начала школьного обучения у них нет достаточных внутренних ресурсов, чтобы адаптироваться к новым требованиям. И поэтому в развитии ребенка зачастую происходит «сдвиг» от адаптации к компенсаторным механизмам. То есть недостаточное развитие тех или иных функций организма компенсируется за счет перенапряжения нервной системы, что ведет к повышенной утомляемости, болезненности. А сама адаптация, которая раньше могла произойти в течение года, растягивается на весь период обучения в начальной школе. Фактически вся начальная школа «уходит в паузу».

Чтобы сложился образ учения

Здесь нам хотелось бы пояснить значение так называемых «пауз» для развития. С точки зрения науки всякий этап интенсивного становления у ребенка каких-либо новых функциональных качеств должен сочетаться с последующим спадом интенсивности, который выглядит как пауза («остановка») в развитии и зачастую вызывает беспокойство педагогов и родителей. Для чего нужна пауза? Во-первых, для восстановления затраченных сил. А во-вторых, пауза требуется для того, чтобы у человека успел сложиться целостный образ новой деятельности.
Таким образом, чтобы успешно учиться, у ребенка должен сложиться образ учебной деятельности как целостного процесса. Это очень сложный образ, который включает в себя память о последовательности различных интеллектуальных и физических действий, переключениях с одного действия на другое, память о собственных переживаниях и самоощущениях в различные моменты учебной деятельности и многое другое. Понятно, что, приступая к изучению математики, ребенок будет опираться на образ иной деятельности, чем, скажем, при написании сочинения. Но прежде всего надо, чтобы такой образ сложился. Для этого требуется продолжительное время («паузы»), необходимое для прочувствования своих собственных действий и их результатов в конкретных видах учебной активности. При этом важно, дается ли ребенку возможность остановиться и прочувствовать учебную ситуацию. К сожалению, современная организация учебного процесса не учитывает необходимости в «паузах» и не предоставляет детям такой возможности. Часто это приводит к нарастанию различных вариантов школьной неуспешности, которая может возникнуть на любом этапе учебы..

Когда ребенок раскрывается…

Какой же выход? На наш взгляд, необходимы изменения не только в методологии образования, но и в оценке и учитывании индивидуальных возможностей и ресурсов каждого конкретного ребенка, что в конечном счете поможет сохранить ему здоровье.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что сами учебные занятия должны включать в себя паузы, где детям предоставлялась бы возможность восстановиться за счет двигательной активности или какого-то другого способа. И здесь очень важно дать возможность каждому ребенку переключиться на тот способ восстановления, который ему наиболее подходит: кому-то надо попрыгать, с кем-то потолкаться, кому-то пройтись, кому-то закрыть глаза, полежать или положить голову на руки.
Что касается современной методологии, то ее контуры еще только прорисовываются. Здесь надо ориентироваться на такое изменение в содержании образования, при котором в ходе самого образовательного процесса происходила бы «достройка», развитие телесных и психических функций. С этой целью в учебный процесс помимо обычных уроков следует включать занятия, направленные на раскрытие различных способностей и возможностей ребенка, связанных с познанием самого себя. Такую перспективу открывает прежде всего творческая деятельность, где ребенок учится выражать себя через рисование, пение, танец и т.п.