Инженерное образование: необходима модернизация?
В Думе обсудили трудности с подготовкой технических специалистов
Сегодня в России готовят студентов по техническим специальностям 442 государственных и 113 негосударственных вузов, а также около 1400 техникумов. 36% учащихся по программам высшего профессионального образования и 60% – по программам среднего профессионального – «технари».
Однако год от года число поступающих на технические факультеты падает. В чем дело: вузы плохо учат или наступила эпоха гуманитариев? В ситуации пытались разобраться на парламентских слушаниях «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России», которые прошли в Совете Федерации.
Спрос падает?
«В последние годы в технические вузы поступают менее способные ребята, самые сильные абитуриенты с высокими баллами за ЕГЭ идут на гуманитарные специальности», – считает директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко.
По прогнозам И.Реморенко, демографический кризис отрицательно отразится на инженерном образовании, поэтому надо искать новые стимулы для повышения его рейтинга.
Один из путей он видит в развитии профильного обучения в старших классах, что, по его мнению, создаст условия для качественной подготовки в вузе.
Так, в этом году на 15% увеличилось число выпускников школ, выбравших физику для сдачи добровольного ЕГЭ, что дает основания надеяться на приток абитуриентов в технические вузы.
Заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев считает необходимым создать сеть президентских физико-математических школ, а его коллега, вице-спикер верхней палаты парламента Татьяна Саенко, делает ставку на развитие учреждений дополнительного образования детей (кружков и станций технического творчества), которые, по ее мнению, в советские времена прививали интерес к профессии инженера.
Правда, по ее же собственному признанию, «рассчитывать на реанимацию этой системы вряд ли возможно, поскольку финансирование дополнительного образования относится к полномочиям местного самоуправления, а состояние местных бюджетов, особенно в дотационных территориях, крайне тяжелое».
Наукоемкое и дорогостоящее
Больших затрат требует и подготовка будущих инженеров в вузах. Если средняя стоимость бюджетного места в российских вузах – 80 тыс. рублей в год, то в технических вузах она значительно выше. Например, в Морской академии имени адмирала Макарова (Санкт-Петербург) еще 5 лет назад затраты на одного бюджетного студента достигали 200 тыс. рублей в год.
И это не случайно: по общему признанию, инженерное образование является самым наукоемким и высокотехнологичным. Между тем во многих образовательных учреждениях технического профиля оборудование морально и физически устарело; нет полноценных практик на базовых предприятиях; из-за низкой зарплаты в преподаватели не идут те, кто трудится в отраслевой науке и на производстве.
Каковы же пути решения этих проблем?
По словам И.Реморенко, из 29 университетов, получивших статус национальных исследовательских, около 20 имеют отношение к инженерному образованию. В ближайшие 5 лет на развитие вузов этой категории планируется выделить порядка 50 млрд рублей.
Однако ведущие вузы составляют лишь малую часть от общего числа технических вузов, которым не приходится рассчитывать на столь серьезную бюджетную поддержку.
«Высшие учебные заведения, готовящие зарубежных студентов, должны получать дотации от государства, которые они могли бы направлять на совершенствование материально-технической базы, приобретение современной техники, развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры», – отметил вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
Многие специалисты видят будущее за развитием так называемых корпоративных университетов, обеспечивающих тесное взаимодействие между высшей школой и работодателями.
Но для этого необходимо разработать систему законодательных стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию образования: обновлению материально-технической базы вузов и техникумов, поддержке лучших учащихся, студентов, а также преподавателей, ведущих подготовку для приоритетных отраслей экономики.
Как сохранить
непрерывную подготовку?
В то же время серьезную тревогу вызывает введение с 1 сентября 2011 г. двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура). Представители самых разных технических вузов (транспортных, строительных и других) говорили о том, что по ведущим направлениям деятельности нужно сохранить подготовку по непрерывной пятилетней программе (специалитет).
Проректор МГТУ им. Баумана Сергей Коршунов высказал опасение, что не все бакалавры, желающие продолжить образование, смогут это сделать: ведь лицензию на открытие магистратуры получит лишь часть вузов, и тогда студентам придется обучаться в других городах.
По мнению В.Гутенева, надо более тщательно подойти к реорганизации системы ВПО: для начала опробовать двухуровневую систему подготовки в ряде вузов, сохранив специалитет в других, и в течение 5–10 лет посмотреть, как действуют эти модели, и только после этого делать выводы и тиражировать тот или иной опыт.
«Но, к сожалению, процесс запущен, и назад дороги нет», – констатировал вице-президент Союза машиностроителей России.
Необходимо менять и содержание самих образовательных программ – с учетом требований работодателей, которые в настоящее время привлекаются к созданию стандартов ВПО нового поколения. По общему мнению, современный инженер помимо фундаментальной подготовки по базовым профильным дисциплинам должен обладать знаниями в области менеджмента, финансов и экономики.
Ректор Московского государственного строительного университета (МГСУ) Валерий Териченко считает, что необходимо пересмотреть место и роль системы переподготовки и повышения квалификации в структуре обучения инженеров: сегодня доля расходов на эти цели в России составляет не более 10–15% от общих затрат в сфере профессионального образования, в то время как в США – 80%. И эта пропорция, как считает В.Териченко, наиболее разумна, поскольку отражает тенденцию поддержки непрерывного образования, столь актуального в условиях становления новой экономики, основанной на знаниях.
Что дальше?
По итогам парламентских слушаний был принят ряд важных решений, таких как: утверждение комплексной программы модернизации инженерного образования; разработка и внесение в Госдуму закона, обеспечивающего формирование благоприятного налогового климата для работодателей, вкладывающих средства в систему образования, в том числе предусматривающего отнесение указанных затрат к расходам на прибыль; поддержка процессов кооперации вузов с научными организациями и промышленными предприятиями; мониторинг востребованности бакалавров и магистров на региональных рынках труда.