ОСТОРОЖНО, ДЕТИ
Детский телефон доверия станет всероссийским
Службы, оказывающие детям дистанционную психологическую помощь, получат единый федеральный номер
В РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная созданию Единого общероссийского телефона доверия для детей. Эта дата была выбрана не случайно – именно 17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия. В этом году он проходит под девизом «Информирование о телефоне доверия –
шаг к безопасности ребенка!».
В прошлом году Россия впервые отмечала этот день.
Тогда в общую работу включились 274 телефонные службы
из 50 регионов. Именно тогда родилась идея о создании единого номера телефона доверия.
Информационная кампания
началась
– Двенадцать губернаторов направили письмо федеральному омбудсмену Владимиру Лукину с этим предложением, – сказала Марина Егорова, президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. – И президиум Совета при президенте по реализации приоритетных нацпроектов принял решение о проведении в 2010 г. общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми и создании такого единого номера.
– Мы хотим, чтобы повысился уровень информированности и безопасности наших детей, – заявила Марина Оскаровна. – В этом году уже 31 регион отмечает Международный день детского телефона доверия.
По ее словам, в школах ряда регионов с 10 по 17 мая прошла кампания: детям и родителям рассказали о региональных службах доверия.
– В некоторых регионах номера детских телефонов доверия будут размещены на административных сайтах и в региональных СМИ, – продолжала она. – А местные телекомпании запустили цикл телепередач и роликов о таких службах.
500 тысяч звонков в год
По мнению Марины Егоровой, необходимо, чтобы каждый ребенок в нашей стране знал о существовании подобных служб и в любой момент мог набрать их номер.
На данный момент при Национальном фонде защиты детей от жестокого обращения создана Российская ассоциация детских телефонов доверия, которая взаимодействует со 281 службой телефонов доверия из более чем 60 регионов России. Ежегодно эти службы принимают более 500 тысяч звонков от детей и подростков, причем более 35 тысяч звонков сообщают о жестоком обращении.
– Сегодня телефон доверия – это служба, которая работает на безопасность ребенка, – сказала Марина Егорова. – И эта служба решает множество задач. Помимо того, что ребенок в любой момент может обратиться за помощью, сам факт обращения – это SOS. Это сигнал, что в его жизни что-то случилось, а никого из близких и родных не оказалось рядом. Однако телефон доверия – это возможность для ребенка и просто обсудить насущные проблемы.
По словам Марины Оскаровны, в прошлом году по поводу насилия и жестокого обращения позвонили 3,5% детей от общего числа обратившихся.
– Еще 3,3% обращений можно определить как нарушение прав ребенка, – продолжила она. – Проблемы дома и в школе волнуют 21,3% и 21% детей. А вопросы взаимоотношений со сверстниками – 13,7% детей и подростков. По вопросам социального и психического здоровья обращаются 13,2% детей. То есть совокупная доля обращений по поводу жестокого обращения – 6,8%. Большинство обращений касается текущих проблем ребенка.
Установить контакт
и найти значимого взрослого
– Дело в том, что далеко не каждый ребенок готов говорить о насилии в семье, – заметила Светлана Яблонская, методист московского детского телефона доверия «Гаврош». – Ребенок должен довериться взрослому на том конце провода, установить контакт. И только потом, может быть, он как-то сможет сказать о той беде, которая с ним случилась. И в этом случае мы вместе с ним ищем значимых, важных взрослых в его окружении, которым он может рассказать о своей ситуации. Это может быть школьный психолог, тетя, бабушка. Но мы не обращаемся в милицию: ведь анонимность – главный принцип телефона доверия.
– Такая служба должна быть доступной, анонимной, конфиденциальной и конечно же доверительной, – согласилась с ней Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – Ведь далеко не все психологические службы могут работать с детьми – здесь необходима специальная подготовка.
По словам Марины Гордеевой, специалисты ее фонда уже приступили к созданию службы единого телефона доверия.
– Нам поручено организовать взаимодействие с регионами и поддержку специалистов местных телефонных служб, – сказала она. – Скорее всего единый телефон начнет свою работу уже в августе–сентябре.
Предполагается, что под этим единым номером будут объединены уже существующие региональные службы. Номер будет длинным и начинаться с цифр 8-800, позвонить на него можно будет из любой точки России.
– К сожалению, запустить короткий номер у нас пока не получается, – пояснила Марина Гордеева. – Однако при этом все службы смогут сохранить и свои уже работающие номера.