Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Cоциальная проблемно-ценностная дискуссия – метод развития социальной компетентности школьников, который еще недостаточно хорошо известен в педагогическом сообществе. О том, как грамотно применять эту форму работы, рассказывается в статье Д.Григорьева «Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 5 за 2009 год).
Предметом дискуссии автор рекомендует делать конкретные и близкие для ребят вопросы. Для городских школьников это могут быть темы, связанные с участием молодежи в жизни города, в частности с реализацией интересов и потребностей молодых людей в сфере досуга, культуры и спорта; занятостью и трудоустройством молодежи; взаимоотношениями между различными молодежными группами…
Чтобы задать подобные темы в проблемном ключе и тем самым сделать их открытыми для понимания и обсуждения, Д.Григорьев советует подготовить тексты, в которых конкретные ситуации были бы представлены как проблемы. «Встреча» с проблемой – первая стадия дискуссии. И здесь надо иметь в виду, что чтение проблематизирующего текста далеко не всегда дает адекватное и точное понимание проблемы. Поэтому требуется дополнительная работа. К примеру, после того как ребята прочитают текст, можно предложить одному из подростков проговорить свое понимание или непонимание, поставив тем самым остальных в ситуацию выбора – соглашаться или не соглашаться со сказанным. А затем – попросить школьников выразить свое отношение к высказанной позиции.
Автор подчеркивает, что задача этапа проблематизации – проявление разных смысловых позиций и возникновение содержательного конфликта между «носителями» этих позиций. Как только в конфликт оказалось втянуто значительное число участников, педагогу необходимо «перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации». На этом этапе возникают иные педагогические задачи. Здесь главное – помочь ребятам увидеть, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими пониманиями и, в свою очередь, обогащать других.

У многих педагогов есть особый, основанный на осмыслении личного и профессионального опыта взгляд на роль учителя в воспитании мировоззрения школьников. Это показал конкурс педагогического мастерства «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе», который прошел в Санкт-Петербурге. Выдержки из некоторых выступлений конкурсантов представлены в статье С.Берестовицкой «Мировоззренческие искания учителя: размышления после конкурса педагогических достижений» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2010 год).
Например, учитель истории и обществознания школы № 368 Виктория Медведева настаивает на том, что «никто не в состоянии предложить миру совершенную модель прошлого и будущего, но учитель обязан вызвать к жизни творческие познавательные импульсы». С этой целью Виктория Алексеевна использует педагогические методики и приемы, направленные на стимулирование творческого мышления учеников. В частности, на уроках В.Медведевой ребята создают «эмблемы эпохи» (выражают в условной, часто аллегорической форме какие-либо понятия, которые, по их мнению, являются общезначимыми для целой исторической общности – нации, народа), составляют биографии-портреты участников тех или иных событий. А вот учитель биологии школы № 305 Лариса Касаткина уверена, что возможно формирование, в частности, экологического мировоззрения. Учительница сформулировала шесть правил, соблюдение которых, по ее мнению, должно помочь решению этой задачи.
Учитель истории и обществознания школы № 325 Алексей Волчков считает, что для занятия воспитанием важно понять простую истину: в каждом ребенке есть такая часть его существа, к которой школьные учебные программы не имеют прямого отношения. Эту часть в культуре называют сердцем, душой. Сердце ребенка может быть невероятно прекрасным, развитым, чутким к мельчайшим оттенкам добра и зла, ответственным и сочувствующим. Однако сердце часто бывает самодовольным и заносчивым, равнодушным и эгоистичным… Конечно, в воспитании детского сердца возможностей у родителей гораздо больше, чем у педагога. Но что же делать, если родители часто пренебрегают этим самым важным элементом воспитания?