Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Курбатов Рустам

Учебная работа в группе: варианты сотрудничества

А что, если перейти к другим, более эффективным способам организации урока?

Работа в группе… Мне кажется, это главный вопрос «гуманной педагогики». К чему разговоры о гуманизме, если урок остается уроком, если ребенок должен молчать сорок минут? Молчать и не двигаться. Почему «гуманная педагогика» (педагогика сотрудничества) не стала практикой современной школы, несмотря на надежды девяностых годов? Думаю, одна из причин в том, что «гуманизму» так и не пришло подкрепление с методического фланга. Нужны другие методики, другие способы организации урока – более эффективные, чем инструменты старой доброй школы! Не буду говорить о том, что группы – это хорошо. Только технические детали.

 

Мебель определяет сознание

Парты в «современной школе» должны стоять так, чтобы дети на уроке могли общаться, работать вместе, если надо – ходить с места на место. Что бы там ни говорили инспекторы Рособрнадзора. Такая расстановка мебели – атрибут современной школы, как ровные ряды – атрибут школы вчерашнего дня.
Когда дети сидят за «большими столами», традиционный урок не пройдет. Никто тебя не будет слушать больше пяти минут. Нужно думать, как иначе организовать работу учеников.
Кто-то сказал, что тоталитаризм отличается от демократии способом расстановки мебели. По крайней мере современная школа отличается от традиционной способом расстановки парт.
Мебель определяет сознание.

В двух режимах

Возражение по поводу групп: дети приходят в возбужденное состояние и не могут остановиться...
Что ж, надо придерживаться правила: говорить – когда можно говорить и молчать – когда нужно молчать. Урок проходит в двух режимах: режим «разговора вполголоса в группе» и режим «говорим по очереди». Переключение с одного на другой получается не сразу. Будем тренироваться.
В особо запущенных случаях объявляю о «зачете за умение работать в группе». Помогает. Иногда честно плачу 5 щепок («щепки» – внутренняя валюта школы) на группу за «сплоченность». 5 щепок – и два урока спокойной работы без головной боли…
Сильный учитель скажет, что у него и без щепок дети не шевелятся и только мухи летают по классу. Ну что ж…
Сильный учитель никогда не согласится на работу в группах. Ему и так хорошо: дети молчат и слушают. Сидят от звонка до звонка.
Кстати, вся «гуманная педагогика» начинается с того, что учитель уже устал применять силу: опостылело это – «все время против шерсти». Ну как я могу заставить 20 человек сидеть неподвижно и слушать меня 40 минут?
Один лишь раз в этом году я спросил детей: а вообще-то хотите в группах? Вместо ответа был какой-то возглас – и я больше не спрашиваю. Ведь ясно все.
Но всегда есть дети, которые говорят, что не хотят ни с кем и «будут сами по себе». На самом деле они-то больше всего и хотят – просто боятся, что их не возьмут в группу.
Решать вопрос силой? Или, наоборот, расслаблять детей? Агрессивность одних и зажатость других – две реакции на школьный строй. Если строя будет немножко меньше, если будет на уроке чуть «вольнее» – то пройдет и зажатость, и агрессивность.
Разделение труда
Однако сдвинутые парты и разговоры – это еще не работа в группе. Если все решают одну задачку или читают параграф, выкрикивая при этом что-то с места, – это лишь шумный урок.
Работа в группе – это прежде всего объединение усилий и помощь друг другу. Сотрудничество!
Чтобы получилось объединение и сотрудничество, нужно поначалу разделить и распределить. У каждой группы – своя работа. Разделение труда…

Первый вариант – работа в командах

Группа работает над темой, ищет ответ на вопрос – и потом один из учеников рассказывает, что получилось. Это не ответ у доски – это рассказ о том, что мы нашли и узнали, а другие еще не знают. Реальная ситуация общения.
Дети любят такую работу. Еще бы. В школе, на уроке – говорить! С друзьями! И не полминуты, а почти весь урок!
Каждая группа работает над своей темой. Как долго? Могут быть блицвопросы – на пять минут, а могут быть и настоящие «проекты» – на три-четыре урока.
Опасение понятно: каждый будет знать только свое. Но ведь рассказать надо так, чтобы поняли все остальные! А все остальные слушают, записывают планы, задают вопросы. И дело учителя – придумать, как потом спросить и проверить.
Условно этот вариант групповой работы можно назвать «работа в командах».

Второй вариант «разделения труда» внутри группы – работа в парах

Допустим, надо изучить текст параграфа на четыре страницы. Группа из двух человек. Делим работу: первый читает 1–2 страницы, второй 3–4 страницы.
Если ученики не привыкли так работать, надо продвигаться потихоньку. Вот пять минут говорит один человек, а теперь пять минут – другой. Задача – чтобы второй знал материал первого, а первый – второго. Как проверить? Можно кого-то вызвать к доске. А можно просто ходить по классу и слушать, «что они там говорят».
Этот метод работы очень напоминает «оргдиалог Ривина», «парное обучение». Как говорят его адепты, производительность труда увеличивается в пять раз – дети усваивают в пять раз больше материала. Даже если это преувеличение, плюсы такой организации очевидны: все вовлечены в работу, нет проблем с дисциплиной.
Как выглядит такой класс? Ученики сидят по два человека, каждый что-то тихонько говорит соседу, или диктует, или проверяет работу своего партнера. Учитель подходит то к одной, то к другой паре, смотрит, слушает, поправляет.
Похоже на шахматный турнир.
10 класс. Через двадцать минут нас ждут третьеклассники – рассказываем о жизни первобытных людей... Распределили вопросы, прочитали, рассказали друг другу. Конечно, это несерьезный проект – просто доказательство того, что за 20 минут можно подготовиться к выступлению практически с нуля.
Итак, второй вариант – это кооперация не на уровне класса, а внутри группы.
В группах (парах) хорошо прорабатывать простые вопросы: закреплять материал, пересказывать параграфы, решать задачки.
Первый вариант хорош для развития самостоятельности. Второй – для «отработки навыков». Учитель выбирает сценарий по ситуации.

Третий вариант – думать в группах

А если вопросы не простые – а «на подумать»? Можно ли думать в группах?
В этом случае один вопрос для всех групп.
6 класс. Завершили «Путешествие в средние века». Задание: подготовить пятиминутную речь на тему «Эти странные средневековые люди».
– Можно в виде обращения к средневековому человеку?
– Можно. А можно и как нибудь иначе – как хотите...
Вопрос непростой – почти творческое задание. Четыре группы – будет четыре разных ответа. Вроде как «разделения труда нет» – задание одно на всех. Но ответы-то разные – значит, слушать друг друга будет интересно.

То вместе, то поврозь...

С «третьим сценарием» все ясно – прибережем его для творческих заданий. А обычная, рутинная школьная работа? Как все-таки лучше: разделить класс на несколько команд, у каждой своя тема, свой проект – или вместе работать над одной темой, разбирая материал в парах?
Думаю, время проекта (мастерской) можно было бы делить примерно пополам. Сначала работаем вместе, потом – каждая группа над своей темой.
Своя тема… Мы не просто «работаем» – а «работаем над своей темой»! В этом что-то есть, особенно для подростка. Он не задание дома выполняет, а делает свое дело.
А «вместе» – ведь тоже не обычный урок. «Вместе» – это работа над общей темой, но работа в группах (парах). То есть работа «по второму сценарию».
Если на обычном уроке на обычного ученика приходится полторы минуты времени – тут каждый ребенок треть урока говорит, треть – читает, треть – слушает соседа.
Говорит – есть ли лучший способ выучить материал, чем проговорить его вслух? Читает – не вскользь, как обычно, а серьезно, чтобы потом суметь рассказать. Слушает внимательно, ведь надо будет при случае этот материал суметь пересказать…
Во сколько раз повышается «производительность труда»? В два, три, пять раз?
...Как директор школы я иногда захожу на уроки. На обычных учитель говорит, дети «слушают» – больше трех минут не сижу. Грустно.
Другое дело, когда ученики могут говорить на уроке: или группа из 4–5 человек работает над своей темой, готовит сообщение и рисует газету; или в парах рассказывают друг другу прочитанное; или вместе решают сложную задачу…
То вместе, то поврозь, а то попеременно… В любом случае на таком «уроке» хочется остаться.

Может пригодиться

Распределить учеников по группам непросто. С решением педагога не все готовы согласиться. Учитель соединяет в пару двух лучших друзей, а они на прошлой перемене поссорились. Кто-то из принципа сопротивляется диктатуре взрослых (особенно подростки!). В то же время предложить ребятам распределиться на группы по желанию не всегда правильно. Получаются слишком разные по уровню компании. Непопулярные ученики рискуют остаться в одиночестве. Есть несколько игровых способов формирования команд. Игра – это своего рода воля судьбы. Так выпало, и ничего с этим не поделаешь. В следующий раз будет иначе.
Самая простая игра – считалки. Причем каждый круг считает кто-то другой. В случае если запас знакомых считалок исчерпан, разрешается сочинять собственные. Отличная разминка в начале урока: минута веселья и творчества. Однако в большом классе это займет слишком много времени.
Если команды не должны быть равными по количеству участников, то педагог задает какой-то признак, по которому ребята соберутся в компании (по первой букве фамилии: гласная или согласная – вот получились две группы; в какое время года родился – четыре группы; по цвету глаз: синие, черные, карие – три группы). Самый быстрый и безобидный способ.
Команды могут сформировать заранее выбранные ребятами (или назначенные учителем) лидеры. Они по очереди выбирают себе партнеров из оставшихся за партами ребят. Ситуация может оказаться напряженной для тех учеников, которых никто не хочет брать. Поэтому использовать данный прием следует с осторожностью. Или пусть лидер выбирает не по одному человеку, а парами. В пары ребята объединяются по собственному желанию. Так получится и быстрее, и спокойнее.
Педагог может предложить каждому ученику «вслепую» взять из «мешка» листочек. Те, кто вытянул листки одинакового цвета или формы или части одной картинки, попадают в одну группу. Этот способ позволяет создать группы со строго определенным количеством участников.

Спонсор публикации статьи языковой тренинговый центр "Свобода слова" предлагает за короткое время научить Вас говорить на иностранном языке. Английский язык для начинающих - это 8-дневный интенсивный тренинг-курс английского ORIENTATION, который проводится по вечерам и предназначен для тех, кто никогда раньше не учил этот язык или совершенно забыл все то, чему его пытались научить в школе на уроках английского. Полезен этот курс будет и для тех, кто собирается в отпуск за рубеж и ему необходимо быстро научиться выражать мысли на английском языке простыми фразами и понятиями, чтобы уверенно себя чувствовать в аэропортах, гостиницах, магазинах, на экскурсиях и ориентироваться на местности. Вам нужен быстрый результат в английском без отрыва от работы и без домашних заданий? Тогда изучайте информацию о стоимости, расписании и программе тренингов для начинающих на сайте lingvo-svoboda.ru.