Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ


Школьный курс обществознания. Новый подход

Ребенок должен научиться видеть за «научными терминами» реальность, применять их для осмысления собственного поведения и поведения других людей

Молодые люди часто выходят из школы без сколь-либо ясного понимания того, как устроено современное общество. Хотя, казалось бы, такое понимание ребята должны осваивать на уроках обществознания, тем более что в концепции обществоведческого образования провозглашена цель развития способности детей «понимать этот многообразный мир».
Почему же эта цель достигается далеко не всегда?
Очевидно, одна из основных причин заключается в оторванности содержания предмета «обществознание» от тех реалий, которые окружают детей в повседневной жизни. Чтобы преодолеть разрыв, социологи и педагоги Екатеринбурга разработали новый подход к выстраиванию школьного курса обществознания. Созданные ими программы уже проходят первую апробацию в некоторых школах Екатеринбурга. Сегодня мы представляем этот опыт и надеемся, что знакомство с ним будет полезно не только учителям обществознания, но и всем педагогам, которые стремятся к развитию личностного потенциала своих учеников.

В мире непосредственного и опосредованного

Одни люди, преувеличивая влияние, которое оказывают на нас действующие социальные институты и практики, придерживаются позиции «я не могу достичь успеха в мире, где все решают деньги и связи». Другие, напротив, недооценивают это влияние, считая, что «все зависит только от меня». И в том и в другом случае люди совершают так называемые эпистемологические ошибки, которые, в свою очередь, есть следствие непонимания ими роли различных социальных взаимодействий в собственной жизни. Внимание большинства из нас сосредоточено в основном на непосредственных взаимодействиях: контактах с родственниками, друзьями, коллегами, одноклассниками... Но помимо непосредственных существуют еще и опосредованные взаимодействия, например, с другими жителями города, депутатами, производителями различных товаров и услуг. Опосредованные взаимодействия в не меньшей степени влияют на нашу жизнь, сужая или расширяя сферу наших возможностей, побуждая нас к определенным действиям. Но это влияние зачастую неочевидно, ведь подобные взаимодействия, как правило, осуществляются не лицом к лицу, а через цепочки многочисленных «посредников»: другие люди, социальные институты, пиар-кампании.
Когда школьник покупает шоколадку в красивой обертке, он, как правило, не осознает, что за этой покупкой стоят интересы множества людей (производителей, рекламщиков, поставщиков), а также способы, с помощью которых эти люди реализуют свои интересы… Ребенок, подросток считает, что покупка шоколадки – это его собственный выбор, хотя это далеко не так.
О чем говорит этот пример? О том, что практически за каждой конкретной ситуацией, в которой мы участвуем, стоят опосредованные взаимодействия. Научившись видеть и учитывать их влияние, мы сможем действовать более успешно. Кроме того, мы должны понимать, что каждым своим действием или бездействием мы влияем на тот или иной социальный порядок. Как правило, мы поддерживаем существующий порядок, но можем и попытаться его изменить. Мы можем способствовать реализации одних социальных тенденций и противодействовать другим. Но для этого надо прежде всего видеть и понимать эти тенденции.

Что за «научными терминами»?

Еще один пример, крайне актуальный для подростков – выбор референтной группы, людей, которым хотелось бы подражать. Именно в такой ситуации подростки становятся заложниками наиболее распространенных стереотипов, «жертвами» невидимых опосредованных взаимодействий. Девочки начинают отчаянно худеть, рискуя собственным здоровьем, мальчики стараются выглядеть мужественными, в том числе иногда грубыми и развязными. Каким нормам следовать, а каким не стоит? Кто это объяснит подростку? Учителям и родителям он может и не поверить, а вот на уроках обществознания можно всем вместе проанализировать, как формируется идентичность подростка. Какие риски существуют в этом случае? Вряд ли можно вообще избежать рискованных экспериментов при построении своей идентичности, но зато можно минимизировать негативные последствия этих поисков.
В чатах и на молодежных форумах спор иногда переходит в «перепалку» из-за того, что ребята оказываются неспособны понять и принять отличный от своего взгляд на вещи. Этот взгляд предельно персонифицируется, делается вывод о виртуальном собеседнике как умном или глупом. Подростки не всегда понимают, что расхождение во взглядах может быть обусловлено в том числе и разным социальным опытом. Правда, будет справедливым отметить, что и взрослые люди могут поступать точно так же.
На наш взгляд, результатом изучения социальных наук может (а скорее всего должно) стать развитие социально-критического мышления и социальной компетентности. То есть – развитие способности человека влиять на свою жизнь на основе понимания сути происходящих в обществе событий. В частности, принимать решения, делать выбор в самых разных ситуациях.
Но для этого простого знакомства с теорией недостаточно. Главное, чтобы ребенок научился видеть за «научными терминами» реальность, применять их для осмысления собственного поведения и поведения других людей.
К сожалению, в учебниках по обществознанию очень часто либо описываются общие теоретические положения, плохо сочетающиеся с повседневной жизнью школьников, либо декларируются принятые в обществе нормы без анализа их происхождения или противоречивости реализации. Мы же предлагаем сделать ставку на исследовательскую деятельность школьника, которая позволит ему синтезировать (интегрировать, обобщать) разную информацию в знания по изучаемому вопросу. В процессе исследовательской деятельности ранее известное критически переосмысливается. Это во-первых. А во-вторых, известные и новые сведения систематизируются. В итоге видение какого-либо социального явления оказывается более объемным, чем если бы здравый смысл и научные теории существовали по отдельности.
При этом школьником должна быть проделана определенная внутренняя работа по изучению своего жизненного опыта. Важно понимать, что развитие социальной компетентности неразрывно связано с возможностями изысканий в собственном смысловом поле. А значит, перед учителем встает задача построить учебные занятия таким образом, чтобы ребятам захотелось воспользоваться новыми знаниями для подобных изысканий. Если этого не произойдет, теория скорее всего ляжет мертвым грузом, который будет оставлен за порогом экзаменационной аудитории.

Елена ПРЯМИКОВА,
кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии Уральского государственного педагогического университета
Наталья ЕРШОВА,
учитель обществознания МОУ СОШ № 79 Екатеринбург