ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Плановая ложь
Освободите школу от ненужной отчетности!
Учителю нужны не гранты, а повышение зарплаты в 2–3 раза. Хотя логика правительства в Год учителя понятна. Гранты «лучшим» – на порядок дешевле для бюджета, чем повышение зарплаты всем.
Сейчас платят учителям – чего скрывать? – по принципу: «И за такие деньги работать будут». И ведь работают же.
Но если думать не только о том, чтобы продержаться еще 10–15 лет, а о большой перспективе… Чтобы школы выпускали в жизнь здоровых и хорошо образованных людей, чтобы в стране были инженеры, врачи и чтобы не возникало проблем с безопасностью государства, учитель должен бы получать не просто «и-так-никуда-не-уйдет», а хорошую и достойную зарплату.
Приходится слышать возражение: повышение зарплаты не изменит школу, учителя будут работать, как работали. Не изменит сразу. Но через несколько лет, возможно, в школу захотят прийти молодые и образованные люди – и положение потихоньку изменится.
Положение изменится само собой, без директив сверху и национальных проектов – просто с приходом в школу нового поколения людей: веселых, задорных, думающих по-другому, свободных. Они столько проектов придумают!
Правительство сверхдоходы от нефти аккумулирует в Стабилизационном фонде – это «подушка безопасности» страны, забота о будущем поколении. Деньги, которые будут потрачены на повышение зарплаты учителям, – это тоже своего рода Стабфонд России.
Но, кроме денег, учителю необходимо дать чуть больше свободы. Главное, что это «чуть больше» не потребует ни рубля федерального бюджета, а, напротив, сэкономит много денег.
В чем это «чуть больше»? В отказе от всяких бесконечных планирований: тематического, поурочного, календарного… Пусть будет программа: на полстраницы по объему, с перечнем обязательного материала, пусть будут критерии выполнения и способы контроля. Но не надо расписывать всё по темам и часам, не надо планировать уроки апреля в начале сентября.
Больше всего учителей в школе раздражает ложь. Эти планирования – ложь очевидная, ложь по определению. Хороший учитель никогда не будет выполнять свою поурочную программу – всё зависит от класса, настроения, погоды… Надо просто отказаться от этих планирований.
Государство с нами – как с маленькими детьми. Хочет проверить каждый час, каждый шаг, каждую букву. Час влево, час вправо – государственное преступление.
Не надо. Мы уже большие. Решите, что проверять будете: процесс или результат? И то и другое слишком дорого. И уж если нужно проверять – так пусть результат.
Я не рассказываю скандинавские сказки, где, говорят, вообще нет инспекций и о работе школы судят по результатам ее выпускников. Такого у нас не будет, понимаю. Но пусть хотя бы не заставляют обманывать инспектора, ребенка и самого себя, когда в журнал пишешь одно, а на уроке делаешь другое.