Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Дашковская Ольга

Зарплата учителя: будет ли индексация?

Профсоюз работников образования и науки направил обращение Председателю Правительства РФ

На днях в Москве прошел VI съезд Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Профессиональный союз учителей занимается многими проблемами, но самой существенной и пока нерешаемой остается одна: заработная плата. Как показали выступления делегатов съезда, новые системы оплаты труда, введенные в регионах, педагоги оценивают отрицательно. Но изменить ситуацию пока не выходит.

Аттестация и аудит

Публикация произведена при поддержке адвоката Гейко Павла Петровича. Состоящий в «Московской городской коллегии адвокатов» Павел Петрович Гейко предоставляет профессиональные услуги адвоката гражданам и юридическим лицам. Семейный адвокат ведет гражданские дела, помогая в самые быстрые сроки разрешить семейные проблемы, трудовые споры, наследственные и имущественные вопросы. Большой опыт успешной работы и высокий профессионализм Павла Петровича Гейко обеспечат защиту Ваших прав и интересов в судах любого уровня. Посетив персональный сайт адвоката, который располагается по адресу http://www.geyko.su/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить бесплатную консультацию юриста онлайн.

Как подчеркнула в отчетном докладе председатель профсоюза Галина Меркулова, в последние годы поле деятельности организации, объединяющей более 5 млн человек, существенно расширилось. Теперь профсоюз занимается разработкой стандартов, экспертизой качества образования, совершествованием пенсионной системы, медицинским страхованием педагогов. Совместно с Минобрнауки проф­союзы работают над новым порядком аттестации учителей, который планируется утвердить в этом году.
В то же время она подчеркнула, что приоритетным направлением деятельности профсоюза была и остается борьба за повышение заработной платы работников отрасли.
За период с 2005-го по 2009 г. среднемесячная зарплата в сфере образования увеличилась почти в 2,7 раза – с 5000 до 13300 рублей, а в среднем по экономике – с 8200 до 18800 рублей.
Таким образом, средняя зарплата педагогов на 30% меньше, чем у работающих в других сферах народного хозяйства.
Между тем потребительские цены за последние пять лет выросли на 60%, а прожиточный минимум трудоспособного населения – более чем на 70%.
Не улучшило ситуацию, а в ряде случаев даже усугубило ее внедрение новых систем оплаты труда (в полном объеме НСОТ были введены в школах 63 территорий, включая 31 регион – участник КПМО).
В условиях дефицита бюджетных средств введение стимулирующих надбавок приводит к уменьшению средней заработной платы учителей (по итогам прошлого года такая ситуация сложилась в 65% субъектов РФ, аналогичная тенденция наблюдается и в нынешнем году). Кроме того, значительная часть фонда оплаты труда расходуется на финансирование минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 января 2009 г. был увеличен до 4330 рублей.
«Эта мера, позитивная по своему замыслу, привела к негативным последствиям, в том числе к уравниловке в оплате труда работников разной квалификации. Если мы и дальше будем двигаться таким путем, то скоро и профессор будет получать зарплату в размере МРОТ», – считает Меркулова.
Повсеместное введение НСОТ в ближайшие три года (таково, напомним, поручение президента Д.Медведева) должно проводиться только при наличии дополнительных средств, убеждены руководители профсоюза, по мнению которых, прежде чем транслировать этот опыт на всю страну, его надо подвергнуть очень серьезному анализу и пересмотру.
Так, с самого начала профсоюзы выступали против модельной методики оплаты труда, в основе которой – зависимость размера заработной платы учителя от количества учащихся в классе (нормативно-подушевой принцип).
«Показатель 1 к 15 (15 учащихся на 1 педагога. – О.Д.) является необоснованно завышенным, поскольку не учитывает условия жизни в конкретных территориях и может привести к массовым сокращениям работников», – полагает Меркулова.
Так и происходит на практике, что подтвердили выступления делегатов съезда.

«НСОТ не выдержала испытания практикой»

О том, к каким последствиям привело внедрение НСОТ, рассказала учитель школы № 52 г. Воронежа Ирина Петрова:
– Учитель невольно стал заложником демографической ситуации: теперь оценка его труда зависит не от уровня квалификации, а от того, сколько детей родилось и пришло учиться. Чтобы увеличить зарплату учителя, стали объединять классы, численность учащихся в некоторых случаях доходит до 30 и более человек. Но разве это выход, если следствием является снижение качества образования и сокращение штатов – за счет воспитателей групп продленного дня, логопедов, социальных педагогов и психологов?
Главное достоинство нововведения – разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, по словам И.Петровой, также не дало желаемого эффекта, поскольку денег на реализацию этой задачи не хватает, и в результате за свои заслуги педагоги получают надбавки не более 800–1000 рублей, и то раз в квартал.
Плоды нововведения очевидны: средняя заработная плата воспитателей детских садов составляет 6940 руб., учителей – 9300 рублей. («И это с учетом зарплаты руководителей, которая на порядок выше, чем у рядовых сотрудников», – подчеркивает И.Петрова.)
Кроме того, по ее словам, дополнительные проблемы создают такие факторы, как необъективность некоторых показателей премирования, сложный расчет, отсутствие прозрачности.
К какому же выводу пришли воронежские учителя, испытавшие на себе все «прелести» новых экономических механизмов?
«По нашему ощущению, главная цель реформирования оплаты труда состоит в том, чтобы сократить как можно больше работников и за счет этого увеличить зарплату оставшимся», – считает И.Петрова, по мнению которой «НСОТ не выдержала испытания практикой, не позволила достичь заветной цели, а именно: повышения престижа учительской профессии и мотивации к качественному, эффективному труду».

По ту сторону счастья

Не лучше обстоят дела и в других регионах. Как рассказала председатель Забайкальской краевой организации профсоюзов Нина Окунева, при введении НСОТ в этой территории «не было выделено ни копейки дополнительного финансирования».
Стимулирующие выплаты составляют не более 5–10% вместо положенных 30% и выплачиваются раз в квартал.
Нина Окунева опровергла слова министра образования и науки Андрея Фурсенко о том, что в школах все вакансии заняты, сокращение учителей в условиях демографического кризиса неизбежно, поэтому необходимо создавать рабочие места в системе дошкольного и дополнительного образования, в других родственных сферах (встреча с министром состоялась накануне съезда).
«Вакансии в школах есть, и каждый год открываются новые», – утверждает Нина Окунева и в качестве доказательства приводит конкретные цифры.
Так, ежегодно из школ Забайкальского края уходят 400–500 педагогов.
Местный педагогический университет заканчивают 360-380 будущих учителей, в школы приходят 125–180 человек.
Причем большинство из них не задерживается надолго: согласно данным опросов, проведенных Забайкальской краевой организацией профсоюзов, 57% молодых учителей готовы уволиться в любой момент, а педагоги пенсионного возраста составляют 22% от общего числа.
Особенно тяжелая кадровая ситуация сложилась в сельских школах.
В этих условиях, по мнению Нины Окуневой, есть смысл вернуться к обязательному распределению выпускников педвузов, обучавшихся за бюджетные средства, а не закрывать педвузы, как это намерено сделать министерство.
Кроме того, Н.Окунева подвергла сомнению справедливость заявления А.Фурсенко о том, что 70% школьников в регионах КПМО обучаются в современных условиях.
«Видимо, остальные 30% проживают в нашем крае», – заметила она.
Схожие выводы звучали и в выступлениях других участников съезда, которые говорили о том, что в Год учителя «учителей и воспитателей будут призывать к профессиональному подвигу на голом энтузиазме».
Замораживание заработной платы бюджетников, которая не индексировалась с февраля 2008 г., «лукавый» переход на НСОТ, рост тарифов на коммунальные услуги – все это, по мнению делегатов съезда, может привести к социальному взрыву.
Во избежание такого поворота событий участники съезда направили обращение в адрес Председателя Правительства РФ Владимира Путина с просьбой принять необходимые меры по проведению индексации заработной платы работников федеральных образовательных учреждений, по повышению уровня стипендиального обеспечения студентов в 2010 году и по оказанию необходимой финансовой поддержки дотационным субъектам РФ для проведения индексации заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РФ на новый срок была переизбрана Галина Меркулова.