Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ


Иванов Дмитрий

Модернизация образования: тест на эффективность

Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы начать изменять существующую ситуацию в общем среднем образовании? Статья вторая*

1. Изменить принципы, приоритеты и цели образования. Чему должны противостоять новые принципы и цели образования?

– Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации) в соответствии с предметным стандартом.
– Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания «знает – не знает», существующей на принципе «кнута и пряника».
– Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда XIX века.
– Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства и контроля.
В противоположность этому новый подход в образовании должен основываться на иных принципах:
– Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
– Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
– Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
– Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.

Государство должно создавать механизмы определения социального заказа на образование и формулировать его в ясных, понятных терминах, связанных с демократическими ценностями и ключевыми компетенциями, необходимыми человеку для его успешной социализации в современном обществе. Управление должно способствовать созданию всех необходимых условий для реализации нового содержания образования в образовательных учреждениях.

2. Разработать новую идеологию и содержание государственного образовательного стандарта. Предметный стандарт следует заменить компетентностным стандартом (с указанием минимального уровня достижения – минимальный стандарт), в котором должны быть отражены и все необходимые условия его реализации в образовательных учреждениях (система управления качеством образования). Разрабатывать стандарт следует на основе социологических исследований, а принимать – на основе широкой общественной и профессиональной дискуссии с привлечением СМИ.

3. Изменить систему воспроизводства педагогических кадров. Она должна быть основана на классическом университетском, техническом или гуманитарном образовании, после завершения которого те, кто хочет стать преподавателями в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, должны пройти отбор (отбор должен производиться из 5–10% лучших студентов) на пригодность к учительской профессии. Затем они проходят годичный или двухгодичный курс обучения (особый вид магистерской программы), чтобы иметь право преподавать, получая достойную их квалификации зарплату. Причем в период обучения они уже должны получать зарплату учителя.
В систему подготовки учителей следует ввести современные методы обучения, со значительным сокращением лекционных часов. Вместо них студенты выполняют разного рода самостоятельные задания и исследовательские проекты с привлечением широкого спектра компьютерных технологий, участвуют в дискуссиях и мастер-классах на базе учебных заведений для выработки современных профессиональных умений (компетентностей).
Формы и методы обучения будущих учителей должны соответствовать современным, деятельностным формам и методам организации учебного процесса. Для реализации новых методов обучения профессорско-преподавательский и управленческий состав вуза обязан повышать свою компетентность в специальных программах, а также направляться на стажировку в западные учебные заведения.

4. Изменить всю идеологию проведения экзаменационных процедур в общем среднем образовании. Промежуточные и итоговые аттестации должны работать на констатацию достижений учащихся, на поддержку в овладении требуемыми умениями (компетенциями), а также выполнять исследовательскую функцию для получения информации, необходимой для осуществления изменений в организации образовательного процесса. В целом вся оценивающая система должна работать не на контроль, а на предоставление обратной связи образовательному учреждению и учащемуся в процессе его образования, позволяя ему с ее помощью осуществлять управление своим собственным образованием, повысить свою самооценку и совершенствовать свои достижения.

5. Изменить содержание учебного процесса после 9 класса. Индивидуализация образовательного процесса должна стать основной тенденцией развития школьного образования. Для этого нужно в первую очередь введение модульной системы обучения, которая содержит четкие показатели трудозатрат на освоение модуля как для учителя, так и для учащегося.
Освоение модуля означает достижение учащимися определенных образовательных результатов, которые они демонстрируют в специальных оценочных процедурах, в соответствии с разработанными критериями и показателями. Каждый модуль содержит несколько программ его освоения, рассчитанных на учащихся с разными способностями. Ситуация выбора, составление планов своих занятий, ответственность за результат, обязательная индивидуальная и групповая самостоятельная работа и составляют необходимые условия формирования таких ключевых компетенций, как умение самостоятельно учиться, работать в группе, решать проблемные ситуации и т.д. После 9 класса учебные курсы (программы) должны изучаться только по выбору. Изучаются школьниками только те курсы, модули и программы, которые они вместе со своими родителями признают для себя важными, необходимыми для продолжения своего образования, в том числе и в вузах. Подобных курсов должно быть не более пяти. Обязательные предметы исключаются. Очевидно, что такие изменения должны повлечь за собой отмену ЕГЭ в его нынешнем виде.

6. Изменить систему приема в высшие учебные заведения. Из ЕГЭ следует изъять функцию единственной итоговой аттестации учащихся. Итоговая аттестация должна содержать несколько равноправных форм оценивания достижений учащихся за все время обучения. ЕГЭ как способ оценивания итоговых образовательных результатов не должен становиться непреодолимой преградой к получению высшего образования. Например, наряду с ЕГЭ должна существовать накопительная балльная система, в которой портфолио учащегося является итоговым документом, позволяющим поступать в вуз без дополнительных вступительных экзаменов. В качестве испытаний это может быть также и система заданий типа PISA. Должно существовать несколько равноправных каналов получения высшего образования для учащихся с разными способностями.

7. Изменить систему проведения Приоритетного национального проекта в области образования, а также разных конкурсов типа «Школа года» или «Учитель года».
Все конкурсы, в том числе и президентскую инициативу «Новая школа», следует проводить только тогда, когда ясны и понятны государственные, национальные приоритеты и направления изменений в образовании, главным образом в содержании образования, в достижении новых образовательных результатов. Эти приоритеты должны быть заранее заданы и разъяснены всем участникам образовательного процесса.
Кроме этого целесообразно сначала создать условия и дать время, позволяющее школам начать осуществлять эти изменения. Тогда конкурсы становятся управленческим средством, позволяющим мотивировать и поддерживать те образовательные учреждения и учителей, которые реально, на деле, а не на бумаге проводят нужные обществу и государству изменения. Количество призовых мест не должно быть фиксированным. Если, к примеру, таких школ пока лишь две, то и деньги даются только двум школам. При этом статьи расхода грантовых денег должны определять сами педагогические коллективы.

8. Модернизировать систему повышения квалификации учителей и преподавателей под задачи реализации приоритетов в области совершенствования качества образования.
Создать рынок современных образовательных программ для учителей на базе консультативно-методических центров качества образования, экспериментальных площадок, классических и гуманитарных университетов, обеспечив эти программы необходимым финансированием и возможностью коллективам образовательных учреждений свободно выбирать программы, позволяющие им повысить свою компетентность в соответствии с новыми целями и средствами их достижения.
Особо следует обратить внимание на повышение компьютерной грамотности учителей, умения применять компьютер в образовательном процессе, соединяя новейшие образовательные технологии с новейшими информационными технологиями. Основная проблема заключается не только в преподавателях, которые привыкли читать лекции, ничему при этом не обучая, но и в учителях, которые не способны учиться новому, и в ситуации существующего школьного образования, направленного на совершенно другие цели.

9. Изменить существующую систему аттестации учителей.
Следует отменить существующую систему аттестации учителей, которая работает лишь на оправдание бездеятельности бюрократического аппарата. Квалификация учителя подтверждается его дипломом, а его профессионализм – образовательными результатами его учеников, мнением коллег и оценкой его деятельности со стороны родителей и управляющего совета школы. Повышение зарплаты должно соответствовать стажу. Консультативными органами в плане установления и подтверждения профессиональной квалификации учителя, директора и его заместителей могут быть, например, независимые центры по обучению учителей и руководителей, работающие в тесном контакте со школьными управляющими советами. Центры должны помогать подтверждать квалификацию учителя и принимать решение о его дальнейшей переподготовке на основе проведения экспертных процедур. Только само профессиональное сообщество в лице выборных органов может определять профессиональную компетентность своих коллег.

10. Инициировать создание педагогического сообщества.
Содействовать организации различного рода педагогических ассоциаций и предоставлению им исключительных экспертных полномочий для определения компетентности своих коллег. Например, ассоциации учителей, победивших в конкурсе «Учитель года», ассоциации учителей по предметам, ассоциации экспертов в области образования, ассоциации директоров школ, ассоциации учителей гимназий и т.п. Содействовать – это означает в первую очередь предоставить соответствующие права и полномочия, во вторую очередь – помещения, где учителя и директора могли бы обсуждать свои проблемы, организовывать обучающие семинары и тренинги. Только создание подобных ассоциаций позволит постепенно преодолеть монополизм бюрократической структуры и поддерживаемой ею системы повышения квалификации, которая в содержательном плане давно себя изжила и выполняет только одну функцию – кормит тех, кто держит ее в своих руках.

11. Изменить систему оценки качества образования.
Качество образования обеспечивается созданием всех необходимых организационных условий для реализации образовательных результатов учащихся, соответствующих, с одной стороны, индивидуальным потребностям каждого учащегося в своем собственном образовании, а с другой – социальному заказу, социальным ожиданиям, компетентностной модели выпускника. Поэтому следует говорить не об оценке качества образования, а о создании системы управления качеством образования как на уровне государства, так и на уровне отдельного образовательного учреждения.
Чтобы начать постепенно внедрять в сознание руководителей новые представления о качестве образования и управления им, необходимо в каждом регионе и административном округе создать независимый (от существующих органов руководства образованием) информационный центр по оценке управления качеством образования. В соответствии с созданной информационной базой (по результатам мониторинга и экспертиз) в подобных центрах должны происходить сбор и обработка информации не по уровню усвоения учащимися предметной информации, а по уровню внедрения системы управления качеством образования в учебных заведениях. Подобные центры должны осуществлять консультативную и экспертную поддержку образовательных учреждений в процессе создания системы управления качеством образования. Поддержка и оценка должны производиться на основе единых принципов, критериев и показателей и позволять принимать управленческие решения по осуществлению тех или иных изменений.

12. Изменить структуру общего среднего образования.
Создать многоуровневую структуру общего среднего образования, отвечающую современному общественному развитию. Не должно быть обязательного 11-летнего образования! Оно может быть только для учащихся, которые хотят продолжать свое образование в университете. Для всех остальных должен существовать вариант различного рода колледжей, позволяющих получать среднее профессиональное образование и продолжать его в соответствующих вузах. В ином случае закрывается возможность построения качественного среднего профессионального образования и возникает фиктивное оценивание тех учащихся, которые по своим способностям и желанию не хотят оставаться в школах еще на два года, создавая проблемы и учителям, и своим товарищам. По существу речь может идти о создании полноценного школьного бакалавриата и магистратуры (10 и 11 классы), причем степень бакалавра должна давать право поступать в высшие учебные заведения, за исключением университетов.

По существу все изменения, касающиеся совершенствования в области управления качеством образования, должны осуществляться в следующих стратегических направлениях:

выработка государственной политики в области образования – образование должно стать ядром общественных преобразований в построении демократического общества с инновационной экономикой;
определение новых образовательных результатов учащихся в качестве приоритетов в развитии общего среднего образования;
разработка новых образовательных стандартов, отвечающих новым реалиям развития общества;
децентрализация управления образовательными учреждениями; перевод системы с административного руководства учреждениями на управление образовательными процессами;
изменение содержания образования в направлении уменьшения фактологической информации и увеличения компетентностной составляющей (надпредметные, ключевые умения разных видов и жизненные навыки);
кардинальная перестройка всей системы воспроизводства и переподготовки педагогических кадров с привлечением в этот процесс классических и гуманитарных университетов с целью поднять престиж учителя, преподавателя на уровень новой общественной элиты;
осуществление отбора из 10–15% лучших выпускников университетов и других высших учебных заведений и определение их пригодности к учительской профессии;
создание разветвленной инфраструктуры, способной обеспечить сопровождение и поддержку деятельности педагогических коллективов для достижения поставленных целей;
введение новых и разнообразных форм итоговой аттестации учащихся по их выбору и экзаменационных процедур для поступления в вузы;
создание системы среднего про­фессио­нального образования, отвечающего требованиям как сферы услуг, так и производства; причем вся эта система должна работать на повышение статуса рабочего высшей квалификации.